ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ   |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


Теория

 Согласно представлениям алхимиков физический мир делится на три царства – минеральное, растительное и животное. Все тела в любом из этих трех царств состоят из трех начал (tria prima): серы (sulphur), ртути (mercurius) и соли (sal). Если коротко, то искусство спагирии состоит в том чтобы выделить эти начала из нужного растения, очистить их, а затем вновь соединить получив таким образом искомое лекарство. Для этого нужно знать, что такое соль, сера и ртуть в растительном царстве, как их извлечь из растения и собственно какое растение нужно выбрать.

Tria Prima

 По своей сути три алхимических начала не что иное, как отвлеченные понятия, используемые алхимиками для описания устойчивости и изменчивости различных веществ под воздействием огня. Соответственно они не имеют никакого отношения к тем конкретным веществам именами, которых они названы – сере, ртути и соли. Звучит несколько непонятно, но на самом деле все довольно просто:

 «Чтобы испытать это, возьми сначала дерево. Это будет. Сожги его, тогда то что будет гореть – это сера, то что будет дымить, - меркурий, а то что останется золой, - соль».

Парацельс

 Это простая и универсальная система описания структуры вещества. Все логично – узнать внутреннее строение нужного вещества (Herba) можно только его разрушив (Chaos). Отсюда и три начала: горючести (Sulphur), летучести (Mercurius) и огнепостоянства (Sal).

Розмарин Хаос Меркурий - дает дым Сера - горит Соль - остается в золе

 «Человек не видит действия этих трех субстанций, пока они связаны жизнью, но он может распознать их свойства, когда форма разрушается. Невидимый огонь содержится в сере, растворимый элемент — в соли и летучий элемент — в ртути. Огонь горит, ртуть дает дым, соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма».

Парацельс

 Распознать скрытые свойства – одно, а научится извлекать их из тел совсем другое. Используя принцип, подобное извлекает подобное, алхимики для этого подбирают вещества с определенными свойствами:
 

Начала

Свойства

Горит Дымит (парит) Остается с золой
Сера Да Нет Нет
Ртуть Нет Да Нет
Соль Нет Нет Да

 Современные западные адепты спагирии принимают следующие соответствия:

 Сера – эфирные масла.
 Ртуть – этиловый спирт.
 Соль – минеральные соли.

 Насколько они верны видно из таблицы. Наиболее подходящие соответствия. Сера – это этиловый спирт высокой очистки (продукт брожения) - горит без дыма, после сгорания не оставляет следов. Ртуть – вода многократно дистиллированная после испарения не оставляет следов, не горит, присутствует в соке растений. Соль – пепел растения, при кальцинации не горит и не испаряется. Соответственно сера и ртуть состоят из одинакового естества – это жидкость проявляющая свои свойства под действием огня. Соль (твердое тело) может объединять их или быть ими растворена. Но здесь есть существенный нюанс.

 «Есть сотни различных видов соли, серы и ртути во вселенной и в человеческом организме, и величайшие тайные силы (возможности) содержатся в них. Все сокрыто в них — в том же смысле, в каком груши сокрыты в грушевом дереве и гроздья винограда — в лозе. Неглубокий наблюдатель видит лишь то, что доступно его чувствам, но внутреннее зрение открывает будущее. Садовник знает, что на лозе не родятся груши, а на грушевом дереве — виноград».

Парацельс

 Все тела состоят из серы, ртути и соли, но насколько различны вещества, настолько же отличаются и составляющие их начала (их состав и количество). Однако общий источник происхождения позволяет извлечь из нужного растения его собственную серу, ртуть, соль и соединить их в эликсире. То как это сделать лучше всего описали Василий Валентин и Парацельс. Правда в особой символической форме.

Символика

 Алхимическая символика – это важнейший источник информации из которого можно узнать очень многое не только о теоретических представлениях алхимиков, но и о их практическом применении.

Azot

Гравюра из книги Василия Валентина «Азот»

 Не будучи посвященным в алхимическую символику понять смысл этой гравюры и соответственно получить дополнительную информацию о трех началах практически невозможно. Поэтому самое время кратко рассказать о специальных знаках и символах используемых в алхимии.
 Ни для кого не новость, что алхимики очень неохотно делятся с посторонними своими секретами и поэтому скрывают их разными способами. Один из них – это использование условных знаков для обозначения различных веществ, металлов, процессов, лабораторного оборудования и т.д. Разгадать такие шифры, не зная значения употребленных знаков и исходя только из контекста очень сложно, а в большинстве случаев просто невозможно. Это создает определенные трудности не только для «непосвященных», но так же и для других алхимиков. Поэтому иногда намеренно приводятся таблицы или списки секретных знаков параллельно с их значениями. Вот, например фотография такого списка из рукописи Ньютона:


 Сверху вниз:
 1. Золото
 2. Серебро
 3. Медь
 4. Железо
 5. Олово
 6. Свинец
 7. Ртуть
 8. Антимоний
 9. Сера
 10. Сублимация (возгонка)
 11. Витриол
 12. Соль
 13. Сода
 14. Тартарус
 15. Нашатырь

  Фотография фрагмента алхимической рукописи Ньютона


 Если им воспользоваться то можно без особого труда найти знаки, наиболее часто используемые алхимиками для обозначения трех начал:

Сера

Сера (Sulphur)

Ртуть

Ртуть (Mercurius)

Соль

Соль (Sal)

 Однако следует сразу предупредить, что в алхимии нет жесткой системы соответствий, поэтому один и тот же знак может иметь несколько значений, и наоборот одно и то же вещество может обозначаться несколькими знаками. К слову для некоторых особо популярных веществ число знаков превышает несколько десятков. Все это создает определенные трудности. Как, например с гравюрой Василия Валентина. Знаки серы (рядом с астрологическим знаком Марса) и ртути (рядом со знаком Меркурия) можно найти практически сразу. А вот догадаться, что квадрат (над Сатурном) это знак для третьего начала - соли уже сложнее, поскольку он используется очень редко в отличие от того знака, что приведен выше.
 Алхимические символы на этой гравюре:
 

Sulphur

Сера (Sulphur) Anima (душа) Солнце Король

Mercurius

Ртуть (Mercurius) Spiritus (дух) Луна Королева

Sal

Соль (Sal) Corpus (тело)    

Ignis

Огонь (Ignis) Саламандра Факел  

Aer

Воздух (Aer) Птица Перо  

Aqua

Вода (Aqua) Море Корабль  

Terra

Земля (Terra) Берег (суша) Дракон  

 Здесь нужно сделать некоторые пояснения. Теория трех алхимических начал, иногда их еще называют принципами, возникла из более ранней теории разработанной греческими алхимиками. Согласно ей все металлы состоят из двух начал серы (сульфура) и ртути (меркурия). Эти два начала придают металлам их свойства. При плавке все металлы похожи друг на друга и в особенности на жидкий металл – ртуть. Поэтому ртуть и считается носителем металлических свойств – цвет, блеск, ковкость. Кроме того, все металлы окисляются, а также имеют разную температуру плавления. Принцип изменяемости металлов зависит от другого начала – серы. При работе с металлами алхимики в основном придерживаются этой теории, не обращая особого внимания на соль. Отсюда и обилие символов для серы и ртути. Однако гравюра Василия Валентина тем и примечательна, что в ней отражены все основные теории. В трактате «О великом Камне Предков» еще более определенно:

 «Я сообщил и указал на то, что все вещи состоят и созданы из трех субстанций, таких как: Меркурий, Сульфур и Соль, и это действительно так. Но вместе с тем, ты должен знать, что Камень сделан из Одного, Двух, Трех, Четырех и Пяти. Из Пятого – что представляет Квинт Эссенция его сущности. Из Четырех понимаем - как четыре элемента. Из Трех – три начальные вещи. Из Двух, потому что это двойная меркуриальная субстанция. Из Одного, которое есть Первоначало всех вещей, изливаемое словом первого творения – ДА БУДЕТ.
 Теперь, некоторые могут здесь долго путаться, пытаясь понять основу всего сказанного».

Василий Валентин

 Подобные высказывания относительно состава вещей вполне могут запутать, если не понимать специфики натурфилософского восприятия мира алхимиками. На первый взгляд кажется невозможным, как может вещь состоять сразу из первоначала, двойной меркуриальной субстанции, трех начальных вещей, четырех элементов и квинтэссенции. На самом деле все довольно просто.
 Представления человека о природе с течением времени постоянно изменяются. По мере накопления информации об окружающем нас мире на смену старым теориям приходят новые, причем прежние представления, как правило, остаются дальше невостребованными. К примеру с позиции человека получившего современное образование теория флогистона и теплорода не более чем занятная статья в книге по истории физики. В алхимии все принципиально иначе. Теории о строении вещества не сменяют друг друга, а сосуществуют вместе. Причина этого в большей близости алхимии к философии, чем к химии. Не случайно алхимию часто именуют Герметической Философией, а алхимиков соответственно герметическими философами. Корни алхимического мировоззрения находятся именно в философии, причем большей частью в греческой. Рассмотрев в ретроспективе даже в самом общем виде основные алхимические теории можно будет без особых проблем понять смысл всего сказанного Василием Валентином.

В начале был Хаос

 Что лежит в основе всех вещей – из чего все они состоят? Этот вопрос занимает умы не только алхимиков. Первыми задали и попробовали на него ответить греческие натурфилософы. До этого представления о сотворении и устройстве мира содержались в теокосмогонических мифах:

 Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
 Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
 Сумрачный Тартар, в земных залегающих недрах глубоких,
 И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос
 Сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных
 Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
 Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
 Ночь же Эфир родила и сияющий День иль Гемеру:
 Их зачала она во чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

 ...

Гесиод «Теогония»

 В «Теогонии» и других мифах сотворение мира рассматривается не как ход естественных природных процессов, а как рождение и жизнь поколений богов. Натурфилософы «сместили» мифологические представления о богах как создателях «космоса». Первые натурфилософы искали первоначало не теологическое, а природное. И нашли его в природных стихиях: воде (Фалес) и воздухе (Анаксимен).
 Если упомянутые философы исходили из эмпирических наблюдений, то возможный путь мысли приведший их к выбору в качестве первоначала определенной материальной стихии (вещества) можно продемонстрировать следующим образом:
 Фалес считал, что все вещи лишь видоизменения воды. В природе этот процесс можно наблюдать постоянно. Вода, испаряясь, становится воздухом (туманом, облаками) и вновь возвращается обратно в виде дождя из туч:

  

 Земля так же «обращается в воду» - в виде подземных источников и росы:

  

 Анаксимен выбравший в качестве первоначала воздух (воздухом греки называли туман, пар, облака…) считал что все вещи только его видоизменения. Эти видоизменения происходят посредством сгущения и разряжения начальной стихии. При разряжении воздух становится огнем, при сгущении образует ветер, облака, воду, землю… Так же воздух является началом любого движения.

 «Цицерон Acad. 37, 118 (после Анаксимандра) ученик его Анаксимен (говорил), что воздух бесконечен, а то, что из него возникает, конечно: возникает же (из него) земля, вода, огонь, а уж из них (образуется) все (остальное)». Досократики. – Мн.: Харвест, 1999 стр. 127

 «Ипполит Ref. I 7 (D. 560). (2) Вид же воздуха таков. Если он (распределен) вполне равномерно, то он незаметен для зрения, делается же он ощутимым вследствие холода, тепла, влажности и движения. А в движении он находится всегда. Ибо если бы он не двигался, то он не производил бы всех тех перемен, которые он производит.
 (3). Дело в том, что, сгущаясь и разряжаясь, он кажется различным. А именно, когда он растянется, так что сделается более тонким, он становится огнем; с другой стороны, ветры суть сгущающийся воздух. Из воздуха же при его сжатии образуется облако, а при еще большем сгущении вода; уплотнившись еще более, (воздух становится) землей и более плотный воздух – (это) камни. Таким образом, самые высшие противоположности, в направлении которых (совершается) возникновение, суть тепло и холод».

 Там же стр. 125

  

 "Из воздуха же при его сжатии образуется облако, а при еще большем сгущении вода; уплотнившись еще более, (воздух становится) землей и более плотный воздух – (это) камни".

 Это не только первая, но и самая простая натурфилософская схема. Не смотря на простоту, в ней содержится огромное противоречие. Как согласовать (объяснить) единство первоначала с его видоизменениями, если оно, по сути, неизменно и из него состоит все. Следующие за ионийской философские школы в той или иной мере занимались решением этой проблемы...
 Какое влияние оказали эти идеи на алхимию. Если применить аналогию, то алхимические теории сродни меняющимся представлениям человека заметившего вдали у линии горизонта некий предмет. Этот предмет столь далеко, что о нем еще ничего нельзя сказать кроме общих фраз, но, подходя, ближе он приобретает все более ясные очертания. При этом представления о предмете не сменяют друг друга, а как уже было сказано дополняют и сосуществуют вместе.
 Благодаря греческим натурфилософам в алхимии появилась идея материального первоначала – первичной материи из которой состоят все вещи. Вот классическое описание:

 «Это вода, которая смачивает и не смачивает, вода жизни и смерти, убивающая и воскрешающая, горячая и холодная, сухая и влажная, вода, которая служит всем и которую никто не видит, вода легкая и неимоверной тяжести, черная вода белее снега, грязная, но светлая и хрустальная, смрадная и воссоздаваемая в сладком запахе; она бесцветна, и в то же время она белая, черная, желтая, красная, зеленая и пестрая как цветник».

Приключения неизвестного философа

 Ключевое слово – вода, а вот все остальное добавилось по мере развития философских представлений греков, в которых природные начала становятся все более умозрительными. Отсюда и формулируется идея первой материи как лишенной всех свойств и качеств, что и нашло отражение в таком взаимоисключающем описании: «легкая и неимоверной тяжести» и т.п. В результате у алхимиков в арсенале появляется и материальное стихийное первоначало с которым можно работать в лаборатории и философское объяснение строения мира через идею единства материи:

 «Все пытающиеся понять нашу работу спотыкаются на том, что труженики всегда говорят о разных материях, в то время как материя одна. Бог, единый в трех лицах, запечатлел в материи свой образ, поэтому и она тоже едина, а из этого единства происходят три царства – минеральное, растительное и животное; все реки происходят из одного источника – из одного зерна много хлеба, из виноградной косточки – много вина. Все исходит из единого говорит Божественный Платон, - и в единое возвращается. Вот почему материя, лежащая в основании нашего богатого Камня, точно так же лежит и в основании металлов, и она без сомнения, едина. Это единство, как и во всем естестве, проявляется во множестве, оставаясь единым».

Приключения неизвестного философа

 Еще один результат синтеза мифологии, философии и алхимии – это крайне необходимая идея алхимического хаоса. Обратить любую вещь в хаос, означает лишить ее присущих ей свойств, по возможности приблизив его к истинной первичной материи лишенной всех качественных характеристик. Для этого алхимики дробили, растирали, сокрушали огнем выбранное вещество, растворяли его в кислотах («превращали в воду»). Это очень удобно с практической стороны. Однако, подобная смутная идея первоначала даже воплощенная в материальной стихии - все еще слишком общая:

Из Одного, которое есть Первоначало всех вещей, изливаемое словом первого творения – ДА БУДЕТ.

 Как видно христианство так же оказало свое влияние на «западную» алхимию («изливаемое словом первого творения») Но это отдельная тема. Следующий шаг, ведущий алхимика все ближе к сути вещей - четыре стихии.

Четыре стихии

 Прежде чем перейти к изложению идей Аристотеля как оказавших наиболее сильное влияние на алхимию нужно сказать несколько слов об Эмпедокле. Эмпедокл не был первым греческим философом использовавшим в своей философии четыре элемента (стихии), но он был первым из философов, кто признал все четыре (а не одну) стихии как начала (корни) существующего:

«Аэций 13, 20 (D 286) (пер. Э. Радалова). Эмпедокл. Сын Метона, из Агригента, допускает четыре элемента: огонь, воздух, вода земля и две первичные силы: любовь и ненависть, из которых одна соединяющая, другая разделяющая».
 Досократики. – Мн.: Харвест, 1999 стр. 636

 Стихии Эмпедокла постоянны качественно и количественно неизменяемы. Создание вещей и их уничтожение происходит из-за сложения и разъединения элементов. Теория четырех стихий Аристотеля итог критического рассмотрения идей об элементах не только Эмпедокла, но и Платона, Гераклита, элеатов, атомистов и пифагорейцев. Из всей огромной работы сделанной Аристотелем и нашедшей подтверждение, по его мнению, в детально разработанной аргументацией своих идей (учение о материи и форме, энергии и потенции, о движении…) алхимики по большому счету довольствуются мизером, который может уместиться в несколько строк:
 Первоматерия лишенная всех характеристик соединяясь с простейшими формами - четырьмя противоположными качествами (холод и тепло, сухость и сырость) образует четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Все предметы видимого мира состоят из четырех элементов.
 Обычно схема строения элементов выглядит следующим образом:

 Земля - сухая и холодная, вода - холодная и влажная, воздух - теплый и влажный, огонь - теплый и сухой. Самое важное в этой схеме то, что элементы из-за изменения соотношения качеств могут переходить друг в друга. Вода (холодная и влажная) под воздействием сухости вытесняющей влажность становится землей, теплоты – воздухом.
 Даже, несмотря на такое выборочное внимание далеко не все алхимики придерживаются аристотелевского понимания строения стихий, внося некоторые изменения:

«Каждая стихия сама содержит в себе собственное разрушение, как и так же свое рождение, чему любитель Искусства должен отдавать отчет и знать об этом более чем достаточно. Кроме того, еще, что в каждой стихии находятся скрытыми и три другие: так Воздух содержит в себе Огонь, Воду и Землю, что невозможно разглядеть, но все же это правда. А Огонь содержит в себе Воздух, Воду и Землю; Земля содержит в себе Воду, Воздух и Огонь, потому как иначе не могла бы ничего породить, а Вода содержит в себе Землю Воздух и Огонь, иначе так же ничего бы не было для того же рождения. Несмотря на то, что каждая стихия хороша сама по себе они все же смешиваются; все это находим при дистилляции в разделении стихий.
 Все это я излагаю тебе на основе истинного опыта, дабы ты, неопытный, не мог сказать, что мое действие или образ действий выглядит наивной болтовней, не содержащей в себе истины. Соответственно я скажу тебе о том, что необходимо знание, понимание, как совершается разложение природы, понять разделение элементов. Необходимо понять, что при дистилляции Земли сначала явилась стихия воздуха, ибо он легчайший, после него, в определенном промежутке времени следует стихия Воды, а Огонь находится в Воздухе, так как оба являются духовными сущностями и удивительно тонкие. Земля остающаяся на дне, содержит в себе нежную Соль. При дистилляции Воды, также следуют первыми Воздух и Огонь, затем Вода, а тело Земли остается на дне».

Василий Валентин "О великом камне предков"

 Для многих стихии просто состояния вещества:
 
 Земля – твердое тело
 Вода – жидкое
 Воздух – пар, туман (позже газ)
 Огонь - пламя, жар, тепло... (позже плазму, электричество и т.п.)

 На рисунке ниже подобные представления показаны весьма наглядно:

Четыре элемента - четыре видимые стихии

 Соединяясь с астрологией появляются соответствия сторонам света, временам года, времени суток и т.д.

 Огонь – юг, лето, день
 Воздух – восток, весна, утро
 Вода – запад, осень, вечер
 Земля – север, зима, ночь

 Подобная трансформация или неприятие философии Аристотеля в алхимии дело обычное.

Из Четырех понимаем - как четыре элемента.

Квинтэссенция

 Квинтэссенция по Аристотелю - пятый элемент, эфир - неизменяемая материя высших сфер. В алхимии представление о квинтэссенции трансформировались в понятие о некой чистейшей сущности вещества.

Из Пятого – что представляет Квинт Эссенция его сущности.

Сера и Ртуть

 Идея единства материи, по сути, отправная точка алхимической философии, оказывающая влияние на все последующие концепции. Теория о составе металлов из серы и ртути ее прямое продолжение, поскольку является дальнейшей попыткой решения проблемы единства материи и множества вещей. Ее появление было неизбежно, поскольку алхимики вели поиск в материальных вещах, а для объяснения их свойств идея первичной материи и четырех стихий все же были еще слишком общие. Нужна была своя частная теория для металлов:

 «Я буду говорить здесь о происхождении металлов и об их естественных началах. Заметьте прежде всего, что начала металлов суть: ртуть и сульфур. Эти два начала породили все металлы и минералы, хотя и существует большое количество видоизменений у последних. Кроме того, я говорю, что природа всегда имеет своей целью беспрестанно стремится достичь совершенства т.е. золота. Но вследствие различных случайностей, мешающей ее работе, происходит разнообразие металлов, как это ясно изложено многими философами.
 Соответственно чистоте или нечистоте этих двух компонентов, то есть ртути и сульфура, происходят совершенные металлы – золото и серебро – или несовершенные – олово, свинец, медь, железо»…

Роджер Бэкон

 Согласно алхимическим представлениям металлы состоят из двух начал серы (сульфура) и ртути (меркурия). Эти начала придают металлам их свойства. Ртуть – металлический блеск и ковкость (пластичность). Сера – способность изменятся: плавкость и цвет. В зависимости от содержания серы и ртути в металле определяется степень его совершенства. Довольно логичная теория, основанная опять же на эмпирических наблюдениях и идеях греческих философов, в том числе Платона и Аристотеля:
 Все металлы обладают рядом похожих свойств отличающих их от других материалов. Это специфический блеск и пластичность. По этим признакам довольно легко отличить металл, например от дерева, стекла, кирпича, угля и т.п. Ртуть – жидкий и блестящий металл, в котором все металлические свойства (блеск и пластичность) очень хорошо видно. Лучше чем в остальных металлах.
 Металлы в расплавленном виде похожи на ртуть. Кроме того, ртуть способна растворять металлы, образуя с ними амальгамы. Процесс (золочения и серебрения) при котором металл, растворяющийся в ртути, вновь возрождающийся из нее и подтолкнул алхимиков к идее «родства». Исходя из этого ртуть (живое серебро) стали считать матерью металлов, а за подвижность назвали Меркурием. Для объяснения различия металлов понадобилось второе мужское начало – Сера.

 Поскольку из сульфура все металлы
 И серебра живого состоят,
 Они - два семени металлов:
 Одно холодное, другое же пронизано теплом;
 Так, первое есть женское начало,
 Другое же – мужское…

Фламель Краткое изложение философии

 Почему сера. Ответ на поверхности. Много металлов получают из сульфидов:
  Киноварь – сульфид ртути
  Антимонит – сульфид сурьмы
  Пирит – сульфид железа
 Киноварь, антимонит… очень популярны в алхимии. Видимые в природной ртути и сере свойства переносятся на все металлы и становятся философской серой и философской ртутью. Они описываются с помощью особого символического языка:
 

 Философы и знатоки искусства
 От века представляли в виде двух
 Драконов или ядовитых змей.
 Одна из гадин всегда крылата,
 И оперение ее ужасно;
 Другая же бескрыла, но страшна.
 Дракон бескрылый – то сульфур,
 Что никогда не улетает
 От пламени и в нем живет:
 Его огнеупорная природа такова
 Другой же змей, что наделен крылами, -
 Живое серебро; он, как говорилось,
 Есть женское начало,

 …

Фламель Краткое изложение философии

 Что общего у этой казалось бы эмпирической алхимической теории с философией Платона и Аристотеля. Это учение о форме и материи. Конечно, нельзя рассматривать идеи алхимиков как чистое повторение их философии, но влияние просматривается довольно четко.
 Для Платона все сводится к форме и материи. Материя, будучи чисто пассивной - она сама не может создать основные начала без формы которая их образует. У Аристотеля примерно тоже самое, но он подходит к решению вопроса об отношении материи и формы в учении об энергии и потенции.
 Два начала - материал и форма. Возможность генезиса объясняется следующим образом: материя по сути является неопределенной возможностью изменения. Форма, то что определяет собой материю дает ей вид и свойства. Любое изменение предполагает нечто изменяющееся которое приобретает новые свойства. Одна и та же вещь может быть в одном отношении формой, в другом материей. Так медь (материя) становится статуей (формой). И далее по цепочке вплоть до завершения цели генезиса. Здесь ключ к пониманию того о чем пишут алхимики. В алхимической интерпретации материя - Меркурий, форма - Сера.
 Дальнейшее решение проблемы единства материи и множественности вещей в алхимии было отложено до тех пор, пока данная теория не была дополнена третьим началом – солью.

Из Двух, потому что это двойная меркуриальная субстанция.

 Поскольку современные адепты спагирии почти не работают с металлами то практический интерес вызывает только содержимое треугольника, вершины которого образованы тремя началами:

Алхимический эликсир

 Несложно понять, этот треугольник не что иное, как символическое описание Философского Камня и что очень практично - способа его получения.
 Треугольник (с вершиной обращенной вниз) – один из алхимических символов стихии воды. В этом случае он означает, что «камень» или лекарство для металлов представляет собой жидкую субстанцию – эликсир. Три чистых начала составляют тело (соль), дух (ртуть) и душу (сера) этого эликсира.

 «Так же проявляются и составляющие лекарства. Форма и образ растения или цветка - это Материя, видимая и ощущаемая субстанция, в ней скрыта и находится Соль как Консервация и Сохранение. Вкус (запах) растения - это бальзам, из которого растение получает питание для своего роста. Запах подвижен в каждом растении и цветке и подобен духу, поэтому Дух максимально позволяет себя различать в запахе, пронизывающем бальзам (приятен этот запах или нет), выводящем из него эссенцию, которая постигает пять чувств человека».

Василий Валентин Трактат о микрокосмосе

 Внутри круга с надписью находится семиконечная звезда с астрологическими знаками планет и семь кругов с символическими изображениями основных алхимических процессов:
 

Calcination

Dissolution

Separation

Conjunction

Fermentation

Distillation

Coagulation

Кальцинация (обжиг)

Диссолюция (растворение)

Сепарация (разделение)

Конъюнкция (соединение)

Ферментация (брожение)

Дистилляция (перегонка)

Коагуляция (свертывание)

 С помощью этих и некоторых других процессов можно получить три составляющих эликсира. Осталось только выбрать с каким материалом работать. Это целая наука и ключом к ней может быть только астрология (на что указывают планетарные астрологические знаки в лучах звезды). Осталось только прочитать мудрое напутствие Василия Валентина: Visita Interiora Terrae Recctificado Invenietis Occultum Lapidem - "Посети внутренность земли, очистившись, найдешь тайный камень".
 Но в этом случае оно читается так:

Visita Interiora Terrae Recctificado Invenietis Occultum Lapidem Veram Medicinam

Посети внутренность земли, очистившись, найдешь тайный камень – истинное лекарство.
 

Введение Астрология