ОСНОВНАЯ | ВВЕДЕННИЕ | ТЕОРИЯ | АСТРОЛОГИЯ | МАТЕРИАЛЫ | ЛАБОРАТОРИЯ | ПРАКТИКА | СТАТЬИ Сон Иакова или размышления о природе Философского Камня
Первая гравюра – титульный лист «книги без слов». Как и на любом титульном листе есть название и указан автор. Надпись на латыни:
«Mutus liber, in quo tamen tota Philosophia hermetica, figuris hieroglyphucis depingitur, ter optimo maximo Deo misericordi consecratus, jolisque filus artis dedicatus authore cuius nomen eft Altus».
«Книга без слов» - свидетельство всей Герметической Философии посвящена милосерднейшему всеблагому Богу и предназначена только сынам сего искусства. Создатель этой книги Альтус (старейший). Интересный факт только на трех гравюрах (1, 14 и 15) кроме рисунков можно увидеть написанные слова. На всех остальных только рисунки. Цифры и буквы под надписью простейший шифр: 21.11.82 Neg;93.82.72 Neg; 82.81.33 Tued. Если прочесть цифры в обратном порядке, то они укажут на строфы из библии:
Бытие гл. 28 строфы 11 и 12:
Бытие гл. 27 строфы 28 и 39:
Второзаконие гл. 33 строфы 18 и 28
Прочтение шифра отчасти поясняет изображение гравюры. Спящий человек – библейский персонаж Иаков, которому снится сон о лестнице ведущей в небо и ангелах сходящих и нисходящих по ней. Почему Альтус выбрал именно этот сюжет в качестве титульного листа понять не сложно. Камень используемый Иаковом вместо подушки может указать на цель алхимической работы – Философский Камень, ангелы на божественное откровение без которого как считают многие алхимики невозможно завершить Делание. Остальные ссылки на библейский текст указывают на росу, часто используемую в алхимической работе.
Венок из роз традиционно рассматривается как символ трудностей (шипы) которые нужно преодолеть в ходе алхимической работы и прекрасного результата (цветы) который будет достигнут. Однако здесь не все так просто. Некоторые алхимики традиционно отдают предпочтение работе в минеральном царстве, считая:
"Те, кто работают с животной или растительной материей, тяжко обманывают друг друга; и кто бы то ни было, если занят такими вещами, не достоин носить имя философа. Так как, какое сходство, я спрошу у вас, между животными и металлами, либо материальное, либо формальное? Скажут ли они, чтобы оправдаться, что у животных, у растений, и у ископаемых есть тот же принцип сущности в общем, ведь они все, вышли из одного и того же хаоса? Такие невежды не знают природы, и не замечали никогда ее свет; и мне жаль потерянного времени, что бы развлекаться тем, что опровергать столь напрасное мнение, поскольку не должны мы спорить никогда против тех, кто отрицают принципы"…
Все, кто придерживается подобного мнения, естественно ищут в гравюрах Mutus liber описание работы с металлами не допуская и мысли о том что в этой знаменитой алхимической книге может быть описана спагирическая практика получения Растительного Камня. Подобное предположение может показаться странным, но если следовать именно по этому пути, повторяя описанные (нарисованные) в книге процессы шаг за шагом - переходя от одной гравюры к другой то многое из того, что, было прежде непонятным, становится легко объяснимым.
|