ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ  |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


Домашнее виноделие

Часть I

 Виноградное вино получают путем сбраживания (спиртового брожения) виноградного сока. Этот процесс не сложен, поэтому производством вина люди занимаются с глубокой древности. В принципе как древнее, так и современное виноделие можно разделить на две части: домашнее и промышленное. Домашнее – производство вина для себя, т.е. для собственного употребления, а промышленное – на продажу. Как в первом, так и во втором случае отличие в объемах, технологии и оборудовании.
 Для того чтобы сделать домашнее вино нужно сырье (виноград), минимальное оборудование и место для сбраживания сусла и выдержки вина. Т.е. практически каждый, кто захочет, может сделать свое вино. Пусть даже и не бочку, а бутылку домашнего молодого вина к новогоднему столу. Это совсем просто.
 На Кубани проблем с сырьем для виноделия нет. Виноград растет практически на каждой даче и в каждом частном дворе. Да и купить его тоже не проблематично. На фото подмороженный первыми морозами поздний виноград с дачи.

  

 Переработка такого количества винограда не требует применения специального оборудования – дробилки. Достаточно раздавить ягоды руками в небольшой кастрюле. Полученная мезга заливается в чистую стеклянную банку. Банка накрывается (не герметично) крышкой, мезга бродит на диких дрожжах четыре-пять дней.

  

 Вместо обычных можно использовать специальные крышки с гидрозатвором. Это не всегда удобно т.к. крышки закрываются очень туго. Их приходится снимать два раза в день, когда нужно перемешать «шапку», а затем доливать воду в гидрозатвор.

  

 В результате получился один литр мезги с забродившим соком. Отделить сок от мезги можно разными способами. Самый простой слить через дуршлаг, а оставшуюся массу завернуть в чистую ткань и отжать руками. Если нет небольшого пресса. Прессом можно выжать мезгу почти досуха и в итоге получить больше сока, чем при отжиме руками. При малых объемах это существенно.

  

 Получившееся сусло фильтруется через марлю, а затем в него добавляется сахар. Сахар всегда приходится добавлять, поскольку в винограде выросшем в наших климатических условиях его мало. Сусло с растворенным сахаром переливается в бутылку и закрывается специальной пробкой. Это корковая пробка от вина подобранная таким образом чтобы она с одного конца неплотно (с зазором) входила в горлышко бутылки. Пробка вставляется в горлышко бутылки и удерживается в нем под своим весом. При повышении давления внутри бутылки она работает как клапан. Конечно система не слишком надежная, но она использована в данном случае по простым соображениям. Если вино не скиснет то получиться бутылка вина, если скиснет, будет бутылка винного уксуса. Как первый, так и второй вариант при таком объеме устраивает полностью.

 В результате получилось вино. Через три недели слив с осадка и фильтрация. Затем вино перелито в другую бутылку и укупорено корковой пробкой.
 Вполне естественно возникает резонный вопрос. А зачем все это было делать, ради одной бутылки вина, пусть даже изготовленного таким простым способом, если сейчас в магазинах огромный ассортимент вин от различных производителей? Достаточно прийти в магазин и просто купить бутылку вина, да еще с красивой этикеткой, которая будет хорошо смотреться на праздничном столе.
 Вот здесь интересный момент, на который важно обратить внимание. А именно на систему ценностей. Во многих странах развита культура употребления вина. Несть числа ценителям и коллекционерам вин, а так же тех, кто употребляет регулярно, не сильно обращая внимание на качество. И не важно, что тонкий ценитель смакует вино, наслаждаясь его ароматом и вкусом, а просто любитель пьет стаканами для поднятия настроения... Дело в другом. Для подавляющего большинства современных людей вино не более чем пищевой продукт. Поэтому выбор делать и покупать зависит от возможности, но не носит принципиального характера.
 Для алхимика выбор принципиален, поскольку вино в его системе ценностей это не только пищевой продукт, но и материал для получения винного спирта, уксуса и.т.п. Если есть возможность надо делать самому (это естественно относится не только к вину). Только так можно быть уверенным в качестве материала, с которым идет работа.
 Если рассматривать систему ценностей в ретроспективе, то ситуация когда надо делать самому но не потому что нельзя купить а потому что так надо была и у греков основавших свои колонии на берегах Черного и Азовского морей.
 В XXI веке на Кубани и в Крыму в изобилии растет виноград пригодный для виноделия. Но так было не всегда. Две с половиной тысячи лет назад древние греки столкнулись с очень серьезной проблемой. Местные, не окультуренные сорта винограда, были непригодны для виноделия. Виноград был мелким и кислым, а лозы, привезенные из Греции из-за разницы в климате (более холодном) сразу не приживались. Окультуренный виноград приходилось укрывать на зиму что бы он не замерз. Вот как описывает непривычно холодный для греков климат Северного Причерноморья Страбон:

 «Суровость холодов лучше всего обнаруживается в связи с тем, что происходит в устье Меотиды. Морской путь из Пантикапея в Фанагорию становится доступным для повозок, так что это не только морское путешествие, но и сухопутное. Пойманная во льду рыба добывается путем «выкапывания» с помощью так называемой «гангамы», в особенности антакеи, почти одинаковой величины с дельфинами. В этом проливе, как передают, Неоптолем, полководец Митридата, летом разбил варваров в морском сражении, а зимой — в конной стычке. Передают, что на Боспоре на зиму зарывают виноградные лозы, засыпая их толстым слоем земли».

Страбон, «География», VII

 Как предполагают, археологи на основе находок найденных при раскопках в Крыму возделывание виноградников начинали в Херсонесе – территория современного Севастополя. Греческим виноградарям, обладавшим огромным опытом по возделыванию, отбору и выведению новых сортов пришлось проделать большую и дорогостоящую работу.

 Выходцам из Гераклеи понадобилось около ста лет для того чтобы в Крыму стал расти виноград пригодный для виноделия. И уже привезенные с Крыма новые сорта высаживались на Тамани и дальше по побережью.

  

Экспонаты из Керченского историко-археологического музея. Виноградные ножи и части лозы винограда, в чаше ягоды винограда - IV в. до н.э. Вотивная винодельня - I в. н.э.

 Почему греки так упорно трудились не считаясь с расходами для того чтобы окультурить и акклиматизировать лозу. Зачем им это было нужно. Вина импортируемого из Греции хватило бы для всех причерноморских колоний. А у местных племен живших рядом с полисом вино не пользовалось популярностью, поскольку было им неизвестно. Поэтому продавать его не могли. Получалось, что экономически виноделие в Северном Причерноморье было изначально убыточным.
 Но для греков выбор был столь, же очевиден, как и для алхимиков, они покупали дорогие вина, привозимые из Греции, и делали местное вино. Потому что вино для них тоже было не только пищевым продуктом, но еще и средством общения с богами.
 Греческие переселенцы, покинув дома, оставили в Греции и святыни. На новой родине они строили храмы, и святилища посвященные своим богам в которых совершали обряды и жертвоприношения. По их представлениям виноградная лоза была даром людям от Диониса. Бога плодородия, растительности, виноградарства и виноделия. Где выращивали виноград и делали вино там и Дионис.

 «Два есть бога-огненосца: Аполлон и Дионис.
 Оба в пламени повиты, дух в обоих огневой.
 Оба жар приносят людям: тот лучами, тот вином.
 Этот гонит сумрак ночи, этот сумерки души».

Флор "Два есть бога-огненосца: Аполлон и Дионис..."

 На фото ниже часть фасада храма в Горгиппии (современная Анапа). Справа изображение на мраморной плите Диониса.

  

Экспонаты из археологического музея заповедника «Горгиппия»

 Древние греки принесли в дар Дионису свой многолетний тяжелый труд в результате, которого в Северном Причерноморье стала расти лоза, из плодов которой можно делать вино.
 Во многих религиозных культах использовались наркотические вещества, в том числе и алкоголь для погружения людей в трансовые состояния при проведении ритуалов, во время которых происходило общение с богами. У греков это были экстатические шествия-вакханалии, во время которых сильно употребившие вина участники, охваченные священным безумием, часто разносили все на своем пути.

 «С тирсом Геликониада, а следом за нею и Главка
 И Ксантиппа, спеша к Вакхову хору примкнуть,
 Сходят с пригорка. Венки из плюща и плоды винограда
 С тучным ягнёнком несут в дар Дионису они».

Анакреонт «Дары Дионису»

 Вино приносили в жертву богам совершая обряд возлияния.

 «Знаменье тут явилось влюбленному Дионису:
 Ампелос на погибель раннюю предназначен!
 У скалы проползал, чешуёю блистая, рогатый
 Змей, на хребтине несущий еще молодого оленя.
 Нижние камни минуя, он пробирается выше,
 Сбрасывает оттуда, рогами подбросив, оленя
 В бездну, и кувыркаясь в воздухе, падает камнем
 Вниз животное, долго вой несчастного слышен.
 Крови ручей как вестник свершившегося приношенья
 На алтаре валунном струится, прообраз далекий
 Возлиянья вином. Бог Эвий все это видел,
 Как сей змей оленя сбросил, знамение принял:
 Легкомысленный отрок должен погибнуть отрога
 Зверя... Но в скорби двойными чувствами обуянный,
 Бог смеялся при мысли о будущем даре для смертных,
 Плакал от слишком близкой и ранней смерти любимца».

Нонн Панополитанский «Деяния Диониса»

 На фото ниже высеченный на камне устав празднования религиозных мистерий. Он хранится в Керченском лапидарии.

  

 «… светильниками. ., а жрец пусть приносит жертву на алтаре. ., (которая) пусть приносится в неокорейоне … покурив ладаном, пусть приносит жертву на алтаре, (пусть даст) бедро для всесожжения и … и на покрытие головы достаточное число. Для жреца (давать) язык и шкуру. Равным образом же … пусть приносит жертву на алтаре без бедра … и пусть дают губки, кроме тех случаев, если кто … даст на обед богине муки … винномедвяной смеси три ксеста…, на светильники четыре котилы масла, если же. ., то даст еще четыре котилы.. . вместе со смесью и венок (?) … на алтаре и таким образом пусть вносит … на двух и прекрасных как и раньше (?). .. равным образом и на двенадцатое … и на обед пусть будет приглашаем … управляющий царским двором; пусть позаботится (?) .., чтобы это место было подметено дважды и … трех и начальника (?) богини устраивает обед (?) … пусть совершаются мистерии (?) совершаются в неокорейоне … на обед окорок…»

 Археологи датируют надпись I-II в. н.э. Смесь вина и меда, а так же вино во время жертвоприношения богам выливали на алтарь. На фото ниже еще один интересный экспонат из Керченского лапидария. Китейский культовый стол. На рисунке реконструкции показано как происходили возлияния.

  

 «Всегда, как только год кончаю,
 Тебе козленка обрекаю;
 Из чаши полныя ручьем
 Вино, Кипридин друг, льется,
 И фимиам обильно жжется
 На древнем алтаре твоем».

Гораций

 Алтарь был неотъемлемой частью культа. На фотографии внизу еще один небольшой каменный алтарь жертвенник – эсхара из экспозиции Таманского археологического музея.

  

 В центре алтаря сделано квадратное отверстие закрываемое каменной пробкой в которое заливалось вино во время обряда. Так же вино использовалось и в культе мертвых. Совершались возлияния во время церемонии погребения, и для «кормления мертвых».

  

Изображение виноградных лоз и ягод. «Склеп Деметры» в Керчи – реконструкция

 Вино играло важную роль не только в религиозной, но и повседневной жизни греков. Алкоголь размывает границы повседневного бытия, вызывая иное состояния сознания.

 «...Пленяет разум
 Сладкой неволей отрада кубков полных.
 Бьётся сердце, шепчет мне: "Близка любовь..."
 Ты сам, Дионис, нам вливаешь в грудь отвагу.
 Мы высоко залетели мыслью, други!
 Мы сокрушаем в мечтах своих твердыни:
 Над вселенной побеждённой мы царим!
 Палаты — все в золоте, все в кости слоновой;
 Много богатств корабли тропой лазурной,
 Много пшеницы везут нам из Египта:
 Так за кубком над вселенной мы царим.
 Нет ни тучных стад, ни злата; нет и тканей пурпуровых.
 Только в сердце есть веселье, сладкий мир.
 Есть и муза нежных песен, — да в сосудах беотийских
 Гроздьев нектар!»

Бакхилид "...Пленяет разум"

 Роль вина в жизни древних греков было огромна, и конечно не исчерпывалась вышеприведенными примерами. Но их достаточно, что бы примерно обозначить разницу в современной и античной системе ценностей.

Виноделие парадигмы историиСтатьиЧасть II