ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ  |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


Крым – история виноделия

 По данным археологов виноделие на территории Крыма стало развиваться практически сразу после начала колонизации ее греческими переселенцами. Не смотря на более суровый климат греческие земледельцы сумели вырастить виноград дающий хороший урожай и стали производить вино не только для собственных нужд, но и на экспорт. В музеях Крыма можно увидеть довольно интересные экспонаты, которые сохранились до наших дней. А так же остатки самих виноделен как в национальном заповеднике «Херсонес Таврический», где при проведении раскопок древнего города археологи обнаружили дом винодела, в котором изготавливали местное вино в промышленных масштабах.
 Национальный заповедник «Херсонес Таврический» находится по адресу: Россия, Республика Крым, г. Севастополь ул. Древняя 1.

 Заповедник устроен на территории древнего города Херсонес раскопки которого ведут уже более двухсот лет. Благодаря многолетней кропотливой работе археологов его руины стали доступны для изучения и осмотра:

 «Херсонес Таврический – город, основанный в юго-западном Крыму 2,5 тысячи лет назад греками, выходцами из Гераклеи Понтийской (современный турецкий г. Эрегли). Имя города по-гречески означает «полуостров», так как он располагался на небольшом мысу между двумя бухтами. Херсонес просуществовал две тысячи лет.
 Античная история города тесно связана с Древней Грецией и Римской империей. Херсонес представлял собой образец древнегреческого демократического полиса, был крупным торговым и ремесленным центром. Херсонес в первые века н.э. стал центром римского присутствия в Таврике. В городе размещался римский гарнизон. В средние века Херсонес назывался Херсоном, а в древнерусских летописях Корсунем, тюркское название – Сары–Кермен. В течении тысячи лет город был частью могущественной Византийской империи, христианской столицы полуострова. Херсонес является единственным памятником византийской культуры на территории Украины. Здесь, по преданию, в IXв. побывали на пути в Хазарию, славянские просветители Кирилл и Мефодий. По сообщению древнерусских летописей в Корсуне (Херсонесе) в X в. принял христианскую веру киевский князь Владимир. И в эпоху средневековья Херсон жил торговлей с окрестными племенами и городами Византии.
 Сопернечество с генуэзскими купцами подорвало его экономику и в XVв. Город прекратил свое существование. Постепенно руины Херсонеса скрылись под наслоениями земли, но еще в XVI веке польский посол Мартин Броневский назвал их «достойными удивления».
 Раскопки древнего города ведутся с 1872 г. За это время были открыты жилые кварталы, храмы, общественные и фортификационные сооружения, единственный на территории нашей страны античный театр. Находки из раскопок Херсонеса украшают коллекции многих крупных музеев. Уникальное городище Херсонеса, площадь которого около 40 гектаров, раскопано на одну треть. Сегодня Национальный заповедник «Херсонес Таврический» - крупный научно-исследовательский центр, «музей под открытым небом», одно из семи чудес Украины».

 Насчет принадлежности Крыма Украине информация конечно устарела.

 «Дом винодела II-IV вв. Сохранился мощеный плитами двор с колодцем и цистерной и часть хозяйственного помещения с подвалом. Винодельня имеет три давильные площадки и резервуары для сбора сока. Рядом с ней находилась кладовая с пифосами».

 Сейчас понять, что это винодельня можно только по трем винодавильным площадкам и резервуарам перед ними в которые сливался виноградный сок. Но археологам на основе находок удалось составить план винодельни:

 1 — мощеный двор; 2 — винный склад; 3 — давильная площадка; 4 — резервуары

 Винодельня, винодавильня, давильня - производственное помещение, где производилась первичная переработка винограда в процессе изготовления вина – выдавливание виноградного сока.
 Бродильня – помещение в котором происходила вторичная переработка виноградного сока связанная с брожением и созреванием молодого вина.
 Винницы – винохранилища.
 Винодавильное оборудование: основные приспосабления и устройства для отжима виноградного сока. К ним относятся винодавильные площадки (тарапаны), резервуары для приема виноградного сока (суслоприемники), механические прессы для отжима виноградных выжимок (мезги).

 Вот как описывается «дом винодела» в путеводителе:

  «В одно время с усадьбой рыбопромышленника существовал дом винодела. Здесь действительно изготавливали вино и делали это в весьма значительных количествах, очевидно, в расчете на продажу, на что указывают три сохранившиеся давильные площадки большой винодельни. На первой площадке виноградный сок выжимали ногами, получая качественное сырье для будущего вина. Потом жмых перекладывали на соседние площадки и давили его с помощью рычажных деревянных прессов. Рычаги подтягивали скрученными веревками к каменным грузам, которые стояли в вырубленных в скале углублениях. Сок через сливы стекал с площадок в небольшой прямоугольный оштукатуренный цемянкой резервуар перед каждой давильней. Тут же находился круглый колодец с чистой водой. Кстати, пока это единственная бесспорная винодельня, открытая в черте города: вероятно, в большинстве своем их строили на окрестных сельских усадьбах Гераклейского полуострова, поближе к виноградникам.
 Считается, что по своим вкусовым достоинствам и качеству вино, производимое здесь, было не лучше и не дешевле большинства импортных вин и поэтому в основном потреблялось самими херсонеситами. Тем не менее запасы были весьма значительны, о чем свидетельствует крупный склад, примыкавший к давильням».

Винодавильные площадки (тарапаны)

Резервуары для приема виноградного сока

Давильные площадки и резервуары

Колодец и резервуар

Канализационный сток

Еще один колодец

 В описании сказано, что «на первой площадке виноградный сок выжимали ногами, получая качественное сырье для будущего вина. Потом жмых перекладывали на соседние площадки и давили его с помощью рычажных деревянных прессов».
 Это вызывает сомнение, хотя бы по той причине, что из мезги нельзя выдавить больше виноградного сока, чем из ягоды. А использовать для этого сразу два пресса и две цистерны нецелесообразно как минимум. Более вероятно, что использовался только один пресс (если он вообще использовался) на центральной площадке. Подтверждение этому желоба, отделяющие ее от боковых площадок. Если в них вставить доски, то виноградный сок, выдавленный на центральной площадке не попадет в соседние резервуары.

 В 2016 году поставили новую табличку уже с рисунками предполагаемого облика винодельни.

  

 Как именно работал рычажно-винтовой пресс в винодельнях неясно, поскольку нет его изображения. Поэтому археологи строят на этот счет различные предположения. Ниже рисунки гипотетических реконструкций виноделен боспорского города Тиритака. Источник – статья Н.П. Андрущенко Концепция музеификации античных виноделен боспорского города Тиритака опубликованной в сборнике Босспорские исследования Вып. XVII Симферополь – Керчь 2007:

  

 Споры среди археологов идут и о том, каким является рабочее положение груза. Т.е. притягивался ли груз к рычагу или рычаг к грузу. О чем идет речь. Ниже фото каменных грузов рычажно-винтовых прессов использовавшихся на винодельнях. Это экспонаты из Судакской или как ее еще называют Генуэзской крепости:

 Адрес: Россия, Республика Крым, г. Судак ул. Генуэзская крепость.
 Находятся возле храма с аркадой, в котором сейчас располагается небольшой Историко-археологический музей.

  

  

 Достоверно что и как никто не знает. В принципе возможны оба варианта если судить по фото. Там же рядом можно увидеть еще один небезынтересный экспонат - переносной каменный тарапан:

 На первый взгляд (особенно издали) он похож больше на каменное корыто или поилку для лошадей, но как считают археологи, это именно тарапан, в котором давили виноград ногами. Довольно странная конструкция:

  

  

 Вино бродило и хранилось в пифосах – больших глиняных кувшинах. Эта традиционная греческая тара для хранения зерна, масла, вина и других продуктов использовалась и другими народами жившими в Крыму причем довольно долго. Ниже фото средневековых пифосов из музея в судаккской крепости (слева) и таманского археологического музея.

  

Средневековые пифосы

 На фото видно, что размер у них мог быть очень большим так, что старый анекдот про Диогена жившего в пифосе может иметь под собой реальные основания. По своей форме это очень неустойчивые сосуды, поэтому в музеях они обычно стоят на специальных подставках или вверх дном. Их заостренная нижняя часть делалась плоской, что позволяло их ставить на ровную поверхность.

  

Пифосы. Феодосийский музей древностей. Пифосы. Бахчисарай

 Устойчивость пифосам греки придавали очень простым способом – их закапывали в землю или устанавливали в специальные ямы в полу домов. В Херсонесском пифосарии часть пифосов установлена в специальных каменных подставках:

  

Пифосарий в Херсонесе

История стекла. АнтичностьСТАТЬИОсколки алхимической посуды в музее Херсонеса