ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ  |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


История стекла. Античность

 Первые предметы из стекла люди научились изготавливать в странах Древнего Востока во II тысячелетии до н.э. Это были небольшие сплошные предметы, такие как бусы, перстни, печати, кулоны, пластинки для мозаики и т.п.
 Смесь из песка, извести и соды варили в глиняных горшках при температуре около 1000 градусов в специальных печах сделанных из глиняных кирпичей. Так получали первое стекло. Во II тысячелетии до н.э. мастера не умели варить бесцветное стекло – оно получалось мутным, и не очень красивым. Поэтому в него добавляли различные примеси, окрашивавшие стекло в различные цвета. При этом стекло оставалось непрозрачным («глушеным») и только слегка просвечивало. В качестве добавок использовали соединения сурьмы, олова, закиси меди и т.п. вещества. Так при добавлении соединений сурьмы получали молочно-белое стекло, марганец делал стекло разовым и пурпурно-фиолетовым.
 Древние мастера научились делать стекло прекрасно имитирующее цветные камни. И бусы из стекла было трудно отличить от бус из камня.

Бусы. Краснодарский историко-археологический музей Фелицина

 Бусы делали, накручивая стекло на металлический стержень. После того как стержень остывал его извлекали из бусины в которой оставалось отверстие для нанизывания. Так же делали отверстия в стеклянных подвесках и кулонах.
 Для мозаичных работ изготавливали специальные пластинки из тонкого стекла и смальту - кусочки стекла в виде маленьких кубиков (5 на 5 на 5 мм и более). Смальту начали использовать в античности добавляя стеклянные кубики к мозаике из естественных камней.

Смальта. Ялтинский историко-литературный музей

  В Месопотамии и Египте в XV в. до н.э. стали изготавливать небольшие полые изделия. В основном это вазочки и флакончики для хранения парфюмерных масел и мазей. Для их изготовления применяли технику сердечника.
 На металлический прут надевали глиняно-песчаную болванку – сердечник, которому придавалась форма будущего сосуда. Затем сердечник начинали вращать и обматывали его жгутами горячего стекла. Стеклянные жгуты сливалось и образовывало корпус сосуда. Для украшения сосуда делали линейный орнамент. Его делали тем же способом – обматывая сосуд стеклянными нитями разного цвета.

Флакон. Ялтинский историко-литературный музей

 Для получения зигзагообразного рисунка ряды цветных нитей «прочесывали» специальными инструментами. Поверхность изделия сглаживали, прокатывая его по каменной плитке. В результате чего орнамент из нитей вплавлялся в тело сосуда.
 После остывания металлический прут вынимали, а затем извлекали из корпуса сосуда сердечник – разрушая его. Следующий этап работы – вытянуть горлышко, сформировать венчик, прикрепить ручки и т.п. Для этого почти готовый сосуд снова нагревали и делали все необходимые работы.
 На фото ниже пинцет стеклодела I в. до н.э. II в. н.э.

Пинцет. Ялтинский историко-литературный музей

 Используя технику сердечника изготавливали сосуды до начала нашей эры. Парфюмерные флаконы для продажи грекам изготавливались в основном в Египте и Сирии. Мастера стеклоделы придавали им традиционные формы греческих сосудов сделанных из глины или металла. Такие как алабастры, амфориски, арибалы, ойнохойи…
 На фото ниже стеклянный флакон в виде амфорки II в. до н.э.

Амфорка. Ялтинский историко-литературный музей

 Так же с техникой сердечника использовался способ отливки стекла в формы. Его переняли у мастеров отливавших в форме изделия из металла. Используя формы делали стеклянные чаши, тарелки и т.п. посуду. Впервые использовали эту технику для изготовления чаш в Ассирии в IX- VIII вв. до н.э. К этому времени научились обесцвечивать стекло, но литые чаши получались толстостенными и полупрозрачными. Их стенки можно было полировать, а с наружной стороны вырезать рельефный орнамент.

  

Чаша и фиала. Краснодарский историко-археологический музей Фелицина

 На фото слева стеклянная чаша – литье I в. н.э. Справа фиала стекло техника миллефиори I в. н.э. С помощью отливки изготавливали так же двуручные кубки – скифосы и канфары.
 Во II в. до н.э. стеклоделы начали сочетать литье с мозаичной техникой. С ее помощью изготавливали различные изделия, в том числе и мозаичные бусы. На фото ниже бусины II в. до н.э.

Бусины. Ялтинский историко-литературный музей

 В середине I в. до н.э. произошел переворот в стеклоделии. В Сирии была изобретена стеклодувная трубка. Благодаря этому открытию стекло стали ывдувать. На конец длинной жедезной трубки с деревянным мундштуком стеклодув набирал из горшка стекловаренной печи комочек горячего стекла и раскатывал его на каменной плите. В получившуюся заготовку вдувал воздух, затем набирал на нее порцию стекла необходимую для будущего изделия и раздувал ее в пузырь. Из пузыря с помощью помощников формовал сосуд, манипулируя трубкой и инструментами.
 Почти одновременно было изобретено выдувание в форму. Формы для выдувания изготавливали из глины. С помощью одной формы можно было делать целые серии фактически одинаковых сосудов с одинаковым корпусом.

Сосуды. Таманский археологический музей

 Техника выдувания упростила и ускорила процесс производства стеклянных изделий. Стеклоделие стало быстро распространятся по всему античному миру. Основные центры стеклоделия в первые века н.э. были в Сирии, Палестине, Александрии Египетской, Северной Италии и Риме. На восточных окраинах античного мира так же были стеклодельные мастерские. Археологи их раскопали в Херсонесе, Центральном Крыму и Таманском полуострове.

СТАТЬИКрым – история виноделия