ОСНОВНАЯ | ВВЕДЕННИЕ | ТЕОРИЯ | АСТРОЛОГИЯ | МАТЕРИАЛЫ | ЛАБОРАТОРИЯ | ПРАКТИКА | СТАТЬИ Почему современная растительная спагирия это не магия В среде эзотериков стало модным проводить различные конференции и мастер-классы по оккультной тематике (в том числе и по алхимии), а затем выкладывать съемки сделанные на таких мероприятиях в интернет.
https://www.youtube.com/watch?v=XA6vvGLaRUc
Данное видео с лекции прочитанной участниками проекта «Kala Sampa» Михаилом Невским и Александром Кабановым в кафе «Парсифаль» в Питере (30.04.2017). Называние вполне соответствующее: «Алхимия и спагирия в теории и на практике».
«Алхимия это вообще часть магии. Ну, фактически алхимия это, в частности спагирия – практическая магия. Это вот самая, что ни на есть практическая магия. Практичней уже не бывает. Это создание настоек, эликсиров, всевозможных курительных смесей, составов. Курительных смесей, имеется в виду благовонных всяких, воскуряющихся».
45 минута видео
К сожалению, с подобными ошибочными представлениями о тождестве алхимии и магии, переносимых и на спагирию, бороться очень сложно. Скажем так, на бытовом уровне в основном они возникли под влиянием растиражированного в литературе и кинематографе образа алхимика-мага-колдуна-маньяка ставшего к концу XX века стереотипом. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, как колоритно представлены алхимики в фильмах «Видок» и «Хронос», а так же в японских аниме: «Стальной алхимик», «Алхимическое оружие», «Адепт святого знака»... Книжные персонажи «бестселлеров» впрочем, тоже не отстают. Например, алхимик Исаак Ньютон в книге Майкла Уайта «Равноденствие» представлен как черный маг-гомосексуалист. Вычитав описание ритуала из манускрипта Джорджа Рипли, он набирает себе группу единомышленников («нечестивая троица») которая потрошит девушек с целью добычи внутренних органов необходимых для вызова дьявола. От него он рассчитывал получить секрет философского камня и эликсира жизни… И таких примеров можно привести множество.
«Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными».
Одиссея XI, 12-19
«Собери отдельные жидкости разной породы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост»…
Джордж Рипли Книга двенадцати врат
Алхимики любят использовать при описании происходящих с веществами изменений весьма любопытные метафоры. Разумеется, нет ничего, что бы связывало происходящее в реторте средневекового алхимика с киммерийцами, жившими около трех тысяч лет назад на территории Крыма и причерноморских землях Кубани. Кроме одного:
«Алхимия есть искусство придуманное алхимиками»…
Альберт Великий Малый алхимический свод
Алхимики придумывают алхимию, не алхимики придумывают то, что называют алхимией, в результате возникает проблема аутентичности алхимического искусства. Наиболее остро она проявляется во время повышения интереса в обществе к эзотерике. По этой причине появляются интерпретаций и толкования, а так же толкования на толкования того что же такое алхимия. Ситуацию осложняет и борьба за влияние в оккультных кругах в ходе, которой адепты намерено «мутят воду» чтобы придать значимость своему оккультному направлению. Для этого начинают приписывать все себе, в том числе и алхимию. Поэтому вариантов причин, по которым алхимию ошибочно связывают с магией довольно много. Среди них особо следует выделить то, что можно назвать алхимическим мотивом в магии:
«Если единственное достижение этой книги будет состоять в том, что она продемонстрирует единство природы и однородность Закона, то Мастер Терион с полным правом сможет сказать, что потрудился не напрасно. Согласно его первоначальному плану, Часть III не должна была содержать ни единого намека на алхимию. Он был уверен, что данный предмет абсолютно чужд обычной магии – как по своей сфере, так и по своим методам. Описание которое последует дальше, будет предпринято с единственной целью: установить, что тема алхимии является одним из ответвлений основной темы и показать, что она может рассматриваться как частный случай общего положения – и отличается от вызывательной и талисманной Магии только значениями своих коэффициентов, подставленных в общее уравнение с многими переменными».
Алистер Кроули «Магия в теории и на практике» Кн.1 М.: Локид, Миф, 1998 стр. 289
Алхимия действительно чужда обычной магии по своей сфере деятельности и по своим методам как это верно отметил Кроули. Чтобы убедится в этом достаточно сравнить содержание классического труда по средневековой европейской алхимии: Альберт Великий Малый алхимический свод (Libellus de Alchimia) с любым «европейским» гримуаром. В то же время тема алхимии рассматривается Кроули как одно из ответвлений основной темы, т.е. магии (магики). В этом нет противоречия, поскольку маги тоже придумывают свою магию не на пустом месте:
«Короче говоря, алхимик должен взять нечто мертвое, нечистое, не имеющее ни ценности, ни силы, и преобразовать его в нечто живое, активное, бесценное и магическое».
Алистер Кроули «Магия в теории и на практике» Кн.1 стр. 292-293
Если магам нравится ассоциировать себя с первовеществом, а некоторые свои действия полагать алхимическими процессами, а достижение цели великим деланием это их дело. Но это не алхимия, а то, что можно называть алхимическими мотивами в магии, которые весьма разнообразны как по форме, так и по содержанию:
«В каждом детском стишке заключены глубокие магические тайны, открывающиеся каждому, кто изучил соответствия, принятые в священной каббале. Выискивая в этих «бессмыслицах» мнимый смысл, человек задумывается о Мистериях; он погружается в глубокое размышление о святых предметах и Сам Господь ведет душу его к подлинному просветлению. Этим же объясняется и необходимость Воплощения:' чтобы достичь Совершенной Истины, душа должна погрузиться в полную мнимость.
Алистер Кроули Мистицизм и магия М.: Ганга 2011 стр. 136, 146
В данном контексте особый интерес представляет комментарий Кроули:
«Эта глава была продиктована в ответ на случайную реплику Сестры Virakam. Брат Pferdurabo заметил в шутку, что Истина содержится во всем - надо только знать, как отыскать ее; и взялся оправдать свои слова, приняв брошенный вызов. Сюда эти рассуждения включены не ввиду какой-либо их особой ценности, а лишь для того, чтобы испытать читателя. Того, кто сочтет нижесказанное шуткой, следует отнести к одной категории никчемных глупцов; того, кто подумает, будто Брат Pferdurabo верит, что сочинители этих стишков руководствовались некими оккультными намерениями, - к другой категории глупцов, столь же никчемных...- Примеч. А. Кроули».
Там же стр. 136
Вот в этом суть всех алхимических мотивов в магии, они причастны к алхимии, но ею не являются. Это нужно четко понимать.
Как уже было сказано разобраться где, что не сложно, если сравнивать упоминания об алхимии с «эталонным трактатом». Конечно, здесь есть и определенные трудности, поскольку существуют различные исторические типы алхимии. Традиционно выделяют три: «александрийская», «арабская» и «европейская» со своими «классиками». Кроме того в «каждой алхимии», как в матрешке есть свои направления и течения.
1 Теория:
2 Практика:
По большому счету это не более чем частное применение алхимических знаний о способах получения из растительной материи спагирических препаратов (тинктур и эликсиров) для использования в медицинских целях. Эти знания, как теоретические, так и практические, в очень упрощенном виде объединены в систему. Ее основная цель сделать из любого неподготовленного читателя практикующего алхимика.
Роберт Аллен Бартлетт (Robert Allen Bartlett) автор книги «Реальная алхимия» (Real Alchemy). Институт спагирии https://www.spagyricus.com/
В «системе Риделя» четко указаны задачи и методы растительной спагирии. К ним относится изготовление алхимическими методами медицинских препаратов: тинктур, эликсиров, растительных солей и т.п. Они применяются только для лечения болезней. Так что к магии она не имеет отношения. Для сравнения ниже список тем занятий по практической магии с первого попавшегося «хогвардса» в рунете:
1. Магические операции для улучшения вашей жизни.
Как видно задачи очевидно не совпадают. То же самое и с методикой. В качестве еще одного примера далее приведен рецепт колдовского зелья:
Зелье № 13
«Для изготовления следующего приворотного зелья вам понадобится фарфоровая чаша (пиала) с особыми свойствами. Если по краю такой чаши водить пальцем, то возникает монотонный звук. Следует заметить, что каждая фарфоровая чаша способна воспроизводить подобные звуки, но вы должны выбрать ту, у которой это получается громче и лучше. Обычно такие чаши имеют средние или большие размеры и тонкие стенки.
http://rityalmag.narod.ru/zelja.html
В магии и колдовстве иногда используются спиртовые и водные вытяжки из растений их пепел и т.п. для приготовления различных волшебных зелий. Но это не спагирия. Спагирики в отличие от колдунов выделяют алхимическими методами из растения три начала (серу, ртуть и соль), очищают их, а затем вновь соединяют для получения лекарства. В этом кардинальное отличие приготовления колдовских зелий и спагирических препаратов.
«Натуральная магия – это использование астрологических и планетарных циклов, для нужд магических или алхимических экспериментов с целью вложить в них максимум психической энергии и минимум физической. Когда это делается применительно к созданию алхимических препаратов из лекарственных трав, этот процесс называется спагирикой»…
Здесь и далее Марк Стэвиш «Путь алхимика. Энергетика и мир природной магии» Москва – Санкт-Петербург «ДИЛЯ» 2008 стр. 27
Сделать это проще всего используя, классический прием - подмену понятий. Его суть в выдаче чего-либо за то чем оно не является. С помощью данной уловки планетарная магия выдается за натуральную магию. В эту уже «натуральную» магию включаются не только магические действия, но и алхимические эксперименты. А затем по цепочке и растительная спагирия. Вот и весь фокус. Была спагирия – стала магия.
«Причастие – одна из простейших и, в то же время, одна из самых сложных Магических церемоний. Причастие состоит в том, чтобы взять нечто простое, трансмутировать его в нечто божественное, а затем поглотить его.
Алистер Кроули «Магия в теории и на практике» Кн.1 стр. 285-287
Талисманами - планетарными, разумеется, у Стэвиша становятся спагирические препараты:
«Спагирические препараты представляют собой талисман, который можно принимать внутрь».
Там же стр. 62
Надо признать, что магия планетарных талисманов в этом конкретном случае подходит, очень хорошо, поскольку в ней есть варианты, в которых можно не использовать традиционные магические инструменты. Что важно, поскольку у магов и алхимиков арсенал внушительный, но очень разный:
Спагирия: банки, колбы, тигли, экстракторы, дистилляторы, воронки, ступы…
Вот здесь подменить одно другим не получится. Нет, конечно, при желании можно стеклянный холодильник расписать каббалистическими знаками и использовать его при перегонке и как магический жезл, но это уже явный перегиб. Автор книги посвященной особому пути духовного развития себе такое позволить не может. Посему от темы проведения магических ритуалов во время алхимической работы со всеми прилагающимися магическими инструментами он благоразумно дистанцировался. Подобное ограничение было частично компенсировано заклинаниями и упрощенным обрядом зарядки талисманов-настоек с которыми все более-менее просто.
«Самое главное – это помнить, что вы совершили священнодействие. Его цель – обновление (физическое, психологическое и духовное) с помощью настойки как олицетворения вашей духовной силы. Для усиления желаемого эффекта некоторые алхимики сочетают этот аспект работы с каббалистическими и астрологическими заклинаниями, аналогичными тем, которые используются для талисманов».
Там же стр. 61
Для обряда зарядки потребуется только небольшой алтарь, накрытый черной тканью, белая свеча и картинка с нужным планетным знаком. Вот и весь реквизит, от которого по мере роста мастерства можно будет и вовсе отказаться.
«Та же самая формула применима и для изготовления талисмана. Маг берет идею, очищает ее, и затем усиливает ее, призывая к ней вдохновение своей души. И это уже не закорючки, нацарапанные на овечьей шкуре, но слово Истины – бессмертное и обладающее властью убеждения во всей сфере своего смысла».
Алистер Кроули «Магия в теории и на практике»
Так что такой подход лишает смысла всю алхимическую работу. Магия, по сути, вытесняет алхимию. Разумеется, Стэвиш пытается несколько сгладить этот момент, но это не более чем попытка усидеть на двух стульях. По этой причине ему пришлось разделить описание планетарного влияния на две части. Для приготовления лечебных настоек и настоек оказывающих дополнительную область влияния:
«Луна – настойки или эликсиры, приготовленные из растений, управляемых Луной, благотворны при работе с подсознанием, эфирными энергиями, пророческими видениями, астральными проекциями, для гипнотизма, укрепления ауры, а так же нейтрализации негативной кармы через воздействие на психический уровень Йесод и упразднение возможностей ее физического проявления».
Там же стр. 114
Чтобы все это вместе хоть как-то соединить он использует сочетание психотехник (молитвы, медитации) и обряда. Но системную проблему это, разумеется, не решает.
«Висельник – это знак серы, или претворяемых в жизнь энергий самореализации. Однако при этом старые представления о мире переворачиваются с ног на голову. Необходимо ослабить привязанность к материальному миру, а в некоторых случаях и разорвать ее, чтобы энергии могли течь от ног к голове, а возвышенный труд - осуществляться».
Там же стр. 237
Здесь конечно прослеживается «имитация Фулканелли». Только вместо элементов архитектуры готических соборов трактуются в своеобразном алхимическом ключе карты таро. Насколько это бесполезно с практической стороны становится очевидным, если попробовать применить «интерпретации таро» например, к изображениям двенадцати ключей Василия Валентина.
777 Каббала Алистера Кроули М. 2003 стр. 153
Данные соответствия взяты из «алхимико-каббалистического» трактата «Эш мецареф». Единственно, что они приведены не точно – в первом столбце перепутаны местами сера и соль. Впрочем, это не имеет никакого значения, поскольку у еврейских каббалистическо-алхимических соответствий есть своя особая специфика. Она заключается в следующем. Вне зависимости от того что с чем (какой сефирой) соотнесено это соответствие будет правильным. Иными словами:
«И если кто-нибудь иначе все это расположил, у меня с ним не будет никакого противоречия, ибо все к единому стремится».
«Эш мецареф»
В чем здесь «каббалистическая мудрость»:
«Приди, взгляни! Многочисленны места с которыми соотносится золото, а именно Гвура и Бина, и другие особые аспекты, где тем или иным образом располагаются разновидности золота. Теперь же показываю я тебе природу золота в Тиферет. И здесь нет противоречия между словами Зohара или Тиккуним; ибо знай, что в этом месте подразумевается Тиферет ступени Гвура».
Бурмистров, К.Ю. Ибо он как огонь плавильщика: каббала и алхимия М. 2009 стр.212
Простенькая схема с помощью, которой можно оправдать любую нестыковку. Суть в следующем. Еврейские каббалисты предполагают что в каждом сефироте находится еще одно маленькое дерево сефирот. Таким образом, если что-то соответствует одному сефироту, то оно так же соответствует и всем остальным через эту же сефироту в «маленьком дереве» которое находится у них внутри. Получается, что любое соответствие чему бы оно ни соответствовало – правильное. Для убедительности цитата из библии, талмуда или любого другого авторитетного текста. Если нужная цитата не подходит, по какой-либо причине вход идет «буквенная каббала».
Все это подробно описано на сайте «Алхимия и каббала» в статье: «Эш мецареф – ибо он как огонь плавильщика?» http://chaimz.narod.ru/aesh_mezareph.htm
На этом, разумеется, Стэвиш не акцентирует внимания, упоминая лишь, что «каждая сефира отчасти представляет собой отражение того, что ей предшествует или что следует за ней». Но что интересно он все-таки признает существование проблемы применения знаний полученных таким способом. Даже называет использование «дерева жизни» «благом и проклятием современного эзотеризма». Конечно корень этой проблемы, по его мнению, в ошибках тех у кого «недостает способности применять информацию, получаемую благодаря Дереву». В чем собственно и не прав, поскольку изъян в самой каббалистической системе.
К чему все это. Издревле оккультные науки делят на три: магию, астрологию и алхимию. Их делят так по тому, что они разные. Есть те, кто это понимает, есть те, кто это не понимает, есть те, кому все равно, но полноценно реализовать себя как мага можно только в магии, как астролога в астрологии, как алхимика в алхимии. И от этого никуда не денешься. Так что самое разумное не смешивать одно с другим. Впрочем, каждому свое…
|