ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ  |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


Почему современная растительная спагирия это не магия

 В среде эзотериков стало модным проводить различные конференции и мастер-классы по оккультной тематике (в том числе и по алхимии), а затем выкладывать съемки сделанные на таких мероприятиях в интернет.

https://www.youtube.com/watch?v=XA6vvGLaRUc

 Данное видео с лекции прочитанной участниками проекта «Kala Sampa» Михаилом Невским и Александром Кабановым в кафе «Парсифаль» в Питере (30.04.2017). Называние вполне соответствующее: «Алхимия и спагирия в теории и на практике».
 Содержание лекции более чем занятное, если учесть, что Михаил Невский выборочно цитирует (читает с планшета) некоторые материалы с сайта «Искусство спагирии в теории и на практике» (spagyria.ru). По этой причине хорошо видно, где и что он добавляет от себя. Например, вот такой пассаж:

 «Алхимия это вообще часть магии. Ну, фактически алхимия это, в частности спагирия – практическая магия. Это вот самая, что ни на есть практическая магия. Практичней уже не бывает. Это создание настоек, эликсиров, всевозможных курительных смесей, составов. Курительных смесей, имеется в виду благовонных всяких, воскуряющихся».

45 минута видео

 К сожалению, с подобными ошибочными представлениями о тождестве алхимии и магии, переносимых и на спагирию, бороться очень сложно. Скажем так, на бытовом уровне в основном они возникли под влиянием растиражированного в литературе и кинематографе образа алхимика-мага-колдуна-маньяка ставшего к концу XX века стереотипом. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, как колоритно представлены алхимики в фильмах «Видок» и «Хронос», а так же в японских аниме: «Стальной алхимик», «Алхимическое оружие», «Адепт святого знака»... Книжные персонажи «бестселлеров» впрочем, тоже не отстают. Например, алхимик Исаак Ньютон в книге Майкла Уайта «Равноденствие» представлен как черный маг-гомосексуалист. Вычитав описание ритуала из манускрипта Джорджа Рипли, он набирает себе группу единомышленников («нечестивая троица») которая потрошит девушек с целью добычи внутренних органов необходимых для вызова дьявола. От него он рассчитывал получить секрет философского камня и эликсира жизни… И таких примеров можно привести множество.
 Вообще образ алхимии как дьявольской науки, а алхимиков как черных магов начал культивироваться в мировой литературе не так давно. Фактически начиная с «Фауста» Гете. До этого алхимики на страницах бессмертных произведений классиков Европейской литературы XIV-XVII века были совсем другими. Это алчные безумцы, плуты, мечтательные дураки, неумные лгуны, несчастные сумасшедшие, а так же обманщики и просто жулики. Что лучше вопрос конечно спорный.
 Иначе обстоят дела среди тех, кто занимается изучением оккультных наук. Здесь все сложнее.

 «Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными».

Одиссея XI, 12-19

 «Собери отдельные жидкости разной породы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост»…

Джордж Рипли Книга двенадцати врат

 Алхимики любят использовать при описании происходящих с веществами изменений весьма любопытные метафоры. Разумеется, нет ничего, что бы связывало происходящее в реторте средневекового алхимика с киммерийцами, жившими около трех тысяч лет назад на территории Крыма и причерноморских землях Кубани. Кроме одного:

 «Алхимия есть искусство придуманное алхимиками»…

Альберт Великий Малый алхимический свод

 Алхимики придумывают алхимию, не алхимики придумывают то, что называют алхимией, в результате возникает проблема аутентичности алхимического искусства. Наиболее остро она проявляется во время повышения интереса в обществе к эзотерике. По этой причине появляются интерпретаций и толкования, а так же толкования на толкования того что же такое алхимия. Ситуацию осложняет и борьба за влияние в оккультных кругах в ходе, которой адепты намерено «мутят воду» чтобы придать значимость своему оккультному направлению. Для этого начинают приписывать все себе, в том числе и алхимию. Поэтому вариантов причин, по которым алхимию ошибочно связывают с магией довольно много. Среди них особо следует выделить то, что можно назвать алхимическим мотивом в магии:

 «Если единственное достижение этой книги будет состоять в том, что она продемонстрирует единство природы и однородность Закона, то Мастер Терион с полным правом сможет сказать, что потрудился не напрасно. Согласно его первоначальному плану, Часть III не должна была содержать ни единого намека на алхимию. Он был уверен, что данный предмет абсолютно чужд обычной магии – как по своей сфере, так и по своим методам. Описание которое последует дальше, будет предпринято с единственной целью: установить, что тема алхимии является одним из ответвлений основной темы и показать, что она может рассматриваться как частный случай общего положения – и отличается от вызывательной и талисманной Магии только значениями своих коэффициентов, подставленных в общее уравнение с многими переменными».

Алистер Кроули «Магия в теории и на практике» Кн.1 М.: Локид, Миф, 1998 стр. 289

 Алхимия действительно чужда обычной магии по своей сфере деятельности и по своим методам как это верно отметил Кроули. Чтобы убедится в этом достаточно сравнить содержание классического труда по средневековой европейской алхимии: Альберт Великий Малый алхимический свод (Libellus de Alchimia) с любым «европейским» гримуаром. В то же время тема алхимии рассматривается Кроули как одно из ответвлений основной темы, т.е. магии (магики). В этом нет противоречия, поскольку маги тоже придумывают свою магию не на пустом месте:

 «Короче говоря, алхимик должен взять нечто мертвое, нечистое, не имеющее ни ценности, ни силы, и преобразовать его в нечто живое, активное, бесценное и магическое».
 Читатель этой книги, очевидно, усмотрит здесь поразительную аналогию с тем, что мы уже говорили о процессах Магии. Возьмем, к примеру, наше определение посвящения. Первовеществом здесь является человек – недолговечный паразит, который родится на поверхности земли, копошится на своем "пятачке", а затем возвращается в прах, откуда он и возник. Процесс посвящения состоит в том, чтобы удалить из него все нечистое и обнаружить в нем истинное "я" - бессмертное разумное существо, для которого материальная оболочка служит всего лишь средством проявления. Та же самая формула применима и для изготовления талисмана. Маг берет идею, очищает ее, и затем усиливает ее, призывая к ней вдохновение своей души. И это уже не закорючки, нацарапанные на овечьей шкуре, но слово Истины – бессмертное и обладающее властью убеждения во всей сфере своего смысла. Сходную природу имеет и вызывание духа. Заклинатель берет мертвую материю, сродную с существом, которое он желает вызвать. Он изгоняет оттуда всякую нечистоту, ограждает ее от контактов со всем нечистым, и, наконец, дает жизнь этой материи, вливая в нее свою душу».

Алистер Кроули «Магия в теории и на практике» Кн.1 стр. 292-293

 Если магам нравится ассоциировать себя с первовеществом, а некоторые свои действия полагать алхимическими процессами, а достижение цели великим деланием это их дело. Но это не алхимия, а то, что можно называть алхимическими мотивами в магии, которые весьма разнообразны как по форме, так и по содержанию:

 «В каждом детском стишке заключены глубокие магические тайны, открывающиеся каждому, кто изучил соответствия, принятые в священной каббале. Выискивая в этих «бессмыслицах» мнимый смысл, человек задумывается о Мистериях; он погружается в глубокое размышление о святых предметах и Сам Господь ведет душу его к подлинному просветлению. Этим же объясняется и необходимость Воплощения:' чтобы достичь Совершенной Истины, душа должна погрузиться в полную мнимость.
 …
 Тэффи был валлийцем,
 Тэффи был вором;
 Тэффи пришел в мой дом
 И украл говяжью ногу.
 Я пришел к Тэффи домой;
 Тэффи лежал в постели.
 Я взял разделочный нож
 И отрезал Тэффи голову.
 
 Тэффи - это попросту уменьшительное от «Тафтартарат», имени Духа Меркурия, бога, покровительствующего уроженцам Уэльса или ворам. «Мой дом» - разумеется, эквивалент «моего магического Круга». Обратите внимание, что Бет, буква Меркурия и карты «Маг», означает «дом».
  Говядина - символ Быка, Аписа-Искупителя. Следовательно, это то, о чем сказано: «О, мой Бог, скрой славу Свою! Приди яко тать, и похитим Святые Дары!»
  Следующая строка сообщает нам, что Тэффи лежит «в постели» - как следствие поглощения упомянутых Святых Даров. Великая задача алхимика - фиксация Ртути - исполнена.
 Остается только взять Священный Кинжал и отделить caput mortuum от Эликсира. Некоторые алхимики полагают, что говядина символизирует ту плотную физическую субстанцию, которой необходимо насытить Ртуть для ее фиксации; но мы здесь, как и везде, отдаем предпочтение более духовному толкованию».

Алистер Кроули Мистицизм и магия М.: Ганга 2011 стр. 136, 146

 В данном контексте особый интерес представляет комментарий Кроули:

 «Эта глава была продиктована в ответ на случайную реплику Сестры Virakam. Брат Pferdurabo заметил в шутку, что Истина содержится во всем - надо только знать, как отыскать ее; и взялся оправдать свои слова, приняв брошенный вызов. Сюда эти рассуждения включены не ввиду какой-либо их особой ценности, а лишь для того, чтобы испытать читателя. Того, кто сочтет нижесказанное шуткой, следует отнести к одной категории никчемных глупцов; того, кто подумает, будто Брат Pferdurabo верит, что сочинители этих стишков руководствовались некими оккультными намерениями, - к другой категории глупцов, столь же никчемных...- Примеч. А. Кроули».

Там же стр. 136

 Вот в этом суть всех алхимических мотивов в магии, они причастны к алхимии, но ею не являются. Это нужно четко понимать. Как уже было сказано разобраться где, что не сложно, если сравнивать упоминания об алхимии с «эталонным трактатом». Конечно, здесь есть и определенные трудности, поскольку существуют различные исторические типы алхимии. Традиционно выделяют три: «александрийская», «арабская» и «европейская» со своими «классиками». Кроме того в «каждой алхимии», как в матрешке есть свои направления и течения.
 Что касается современного течения в европейской спагирии именуемого растительная спагирия (алхимия трав и т.п.), то здесь ситуация более чем интересная. Растительная спагирия позиционируется среди алхимиков и у нас и за рубежом как начальный (учебный) этап алхимической практики. Это нововведение было сделано Альбертом Риделем (1911-1984) основателем и директором исследовательского общества «Парацельс» в Солт-Лейк-Сити ставшего позже школой алхимии «Колледж Парацельса». Обучение алхимии он строил по принципу от простого к сложному, и начинал с работы в растительном царстве. В 1960 году была опубликована книга Риделя под псевдонимом «Брат Альберт» (Frater Albertus): «Руководство по алхимии» (The Alchemist’s Handbook). К слову на русском она была издана (в урезанном виде) в сборнике Альбус Зелатор Практическое руководство по алхимии М., 2006. Вот эта небольшая работа стала по сути фундаментом современной растительной спагирии.
 В общих чертах алхимико-спагирическая система («система Риделя») из «The Alchemist’s Handbook» выглядит следующим образом:

 1 Теория:
 Общие сведения по сбору растительного материала
 Три царства (растительное, животное и минеральное)
 Три начала (сера, ртуть и соль)
 Астрологические соответствия растений
 Способы применения алхимических препаратов
 Дополнительная рецептура для ознакомления

 2 Практика:
 Упрощенный способ приготовления растительной тинктуры
 Приготовление эликсира из трав с использованием экстрактора Сокслета
 Перегонка красного вина для получения винного спирта

 По большому счету это не более чем частное применение алхимических знаний о способах получения из растительной материи спагирических препаратов (тинктур и эликсиров) для использования в медицинских целях. Эти знания, как теоретические, так и практические, в очень упрощенном виде объединены в систему. Ее основная цель сделать из любого неподготовленного читателя практикующего алхимика.
 Зачем нужна именно такая система самоподготовки алхимиков. Не секрет, что основная проблема «колледжей», в которых обучают алхимии, где набрать студентов. Это сложная задача, поскольку алхимия в силу своей специфики по популярности очень сильно отстает от астрологии, магии и колдовства. Решается она по-разному. Альберт Ридель написал очень простое и ясное практическое руководство по алхимии для не алхимиков - «The Alchemist’s Handbook».
 В ней есть все, что нужно: выжимки из теории, которые можно понять сходу, и несколько самых простых спагирических опытов с растениями. Этого вполне достаточно чтобы заинтересовавшийся читатель фактически сразу смог приступить к созданию своего первого алхимического эликсира по простому методу. А затем «втянувшись» в работу перешел к более сложной практике требующей специального оборудования и домашней лаборатории.
 В результате любой человек, проявивший некоторый, может даже случайный интерес к алхимии, т.е. просто купивший по случаю небольшую книгу с интригующим названием может стать алхимиком. Причем сразу практиком.
 Почему именно практиком. Если неофит начнет углубленное изучение алхимии с ее истории и теории то это может его завести куда угодно и скорее всего, далеко от «Колледжа Парацельс». А так всю базу (теоретическую и практическую) он получает из одного источника. Поскольку она в пробной (урезанной) версии, то для получения рабочей требуется дополнительное обучение.
 В своих «проповедях» Брат Альберт акцентирует внимание на том, что у начинающего алхимика рано или поздно возникнет желание найти адепта, чтобы стать его учеником. Но произойдет это только в том случае если он готов к этому: «Когда ученик готов, Мастер появится». Поэтому нужно прилежно изучать руководство и с чистым сердцем записываться на курсы.
 Разумеется, данная оценка утрирована и у автора были и более возвышенные мотивы при написании этой книги.
 Схема работает, и по сей день. Подход к производству алхимиков для себя продолжили после смерти Брата Альберта и закрытия «Колледжа Парацельса» его бывшие ученики (Бартлетт, Вилкерсон…) и последователи:

 Роберт Аллен Бартлетт (Robert Allen Bartlett) автор книги «Реальная алхимия» (Real Alchemy). Институт спагирии https://www.spagyricus.com/
 Джон Рид (John Reid's) «Курс практической алхимии» (Course on Practical Alchemy) Интернет курсы по алхимии https://www.spagyria.com/
 Марк Стэвиш (Mark Stavish) Его книга «Путь алхимика. Энергетика и мир природной магии» издана на русском в 2008 году. Директор организации «Институт герметических исследований» (Institute for Hermetic Studies) http://www.hermeticinstitute.org/
 Тимоти Вилкерсон (Timothy Wilkerson) «Алхимическая астрология: ключ к философскому камню» (Alchemy Astrology: Lost Key To The Philosopher's Stone)
 …

 В «системе Риделя» четко указаны задачи и методы растительной спагирии. К ним относится изготовление алхимическими методами медицинских препаратов: тинктур, эликсиров, растительных солей и т.п. Они применяются только для лечения болезней. Так что к магии она не имеет отношения. Для сравнения ниже список тем занятий по практической магии с первого попавшегося «хогвардса» в рунете:

 1. Магические операции для улучшения вашей жизни.
 2. Отразить зло. Найти проклявшего вас.
 3. Очистить от дурного глаза.
 4. Изгнать врага.
 5. Вернуть удачу в доме.
 6. Убрать неугодных людей.
 7. Остановить сплетни и клевету.
 8. Исчезнуть и спрятаться. Стать невидимым.
 9. Задержать кого-то в пути.
 10. Принести процветание и удачу.
 11. Замки. Замки и защита от неугодных людей.
 12. Работа по фото. Определение живого и мертвого.
 13. Защитить дом.
 14. Притяжение любимого. Сохранить любовь надолго.
 15. Амулеты, иероглифы, символы для защиты человека и его жилища.
 16. Снятие порчи. Молитвы и ритуалы.
 17. Вызов духов. Пентакли для вызова и ритуалы.
 18. Управление духами и стихиями.
 19. Выигрыш в судебных процессах.
 20. Сохранение имущественных прав.
 21. Основные атрибуты и принадлежности мага.
 22. Исцеление от зависимости. Заговоры и операции.
 23. Магия силы. Отражение астрального нападения. Приемы.
 24. Амулеты, талисманы и заговоры на удачу.
 25. Амулеты, иероглифы, символы для защиты человека и его жилища.
 …

 Как видно задачи очевидно не совпадают. То же самое и с методикой. В качестве еще одного примера далее приведен рецепт колдовского зелья:

Зелье № 13

 «Для изготовления следующего приворотного зелья вам понадобится фарфоровая чаша (пиала) с особыми свойствами. Если по краю такой чаши водить пальцем, то возникает монотонный звук. Следует заметить, что каждая фарфоровая чаша способна воспроизводить подобные звуки, но вы должны выбрать ту, у которой это получается громче и лучше. Обычно такие чаши имеют средние или большие размеры и тонкие стенки.
 Состав самого зелья может быть совершенно любой, в частности, это может быть зелье, приготовленное из травы девясила, которую вы до этого в течение трех дней постоянно носили с собой, а затем истолкли и залили родниковой водой.
 Налейте этого зелья на самое дно чаши. Водите по ее краю указательным пальцем и добейтесь ровного монотонного звучания. Не прерывая этого движения и звука, произнесите:
 Захада абис гархада.
 Аол дуфара гиба саидас.
 Гиас мотабас ликабар, ома иго лаба.
 Окахалла саграб, думма хилла.
 
 Повторите это заклинание несколько раз. Почувствуйте, как ваши слова слились и резонировали со звуком фарфора, как их энергия, многократно усилившись, перешла на зелье и им воспринялась. Остановите движение пальца. И хотя внешний звук фарфора прекратится, внутреннее звучание зелья не исчезнет.
 Перелейте это снадобье в специально подготовленный для этого сосуд и плотно его закупорьте. Добавьте зелье в питье вашего избранника. Услышьте неисчезнувшее звучание вашего колдовского влияния, перешедшее на весь объем питья или кушанья.
 Когда эта волшебная музыка передастся человеку, в котором вы нуждаетесь, он будет в вашей власти. Все произносимые вами слова станут для него сладкой музыкой, а все ваши действия и поступки будут вызывать у него лишь восхищение и поклонение».

http://rityalmag.narod.ru/zelja.html

 В магии и колдовстве иногда используются спиртовые и водные вытяжки из растений их пепел и т.п. для приготовления различных волшебных зелий. Но это не спагирия. Спагирики в отличие от колдунов выделяют алхимическими методами из растения три начала (серу, ртуть и соль), очищают их, а затем вновь соединяют для получения лекарства. В этом кардинальное отличие приготовления колдовских зелий и спагирических препаратов.
 Как уже было сказано в алхимико-спагирической «системе Риделя» нет магии, но она специально устроена так, что в силу своих ограничений ее фактически можно развивать в любом направлении. Например, дополнять другими видами работы с растениями (получение эфирных масел, душистых вод, энса, бальзамов и т.п.). Использовать в качестве базы для учебной программы двух-трех дневных курсов растительной алхимии как это делают многочисленные алхимики-педагоги… Вариантов довольно много и среди них есть связанные с магией.
 Поскольку магия и спагирия сильно не одно и то же привнесение магической составляющей в растительную спагирию в любом виде вызывает определенное количество неизбежных внешних и внутренних противоречий. С этим ничего нельзя сделать кроме одного – игнорировать все «скользкие моменты» и использовать как есть. Если пойти другим путем и попытаться сбалансировать компоненты, то это приведет к существенным ограничениям. О чем идет речь.
 В книге Марка Стэвиша «Путь алхимика. Энергетика и мир природной магии» очень хорошо просматриваются трудности и проблемы, возникающие при синкретизме растительной спагирии с магией, таро и каббалой. Коротко рассмотрим основные.
 Стэвиш, попытался объединить современную растительную спагирию на базе «системы Риделя» с современной западной магией, доставшейся в наследство от «Золотой Зари» и их последователей. Действуя в рамках западной магической традиции, первое, что он делает – «присоединяет» растительную спагирию к магии:

 «Натуральная магия – это использование астрологических и планетарных циклов, для нужд магических или алхимических экспериментов с целью вложить в них максимум психической энергии и минимум физической. Когда это делается применительно к созданию алхимических препаратов из лекарственных трав, этот процесс называется спагирикой»…

Здесь и далее Марк Стэвиш «Путь алхимика. Энергетика и мир природной магии» Москва – Санкт-Петербург «ДИЛЯ» 2008 стр. 27

 Сделать это проще всего используя, классический прием - подмену понятий. Его суть в выдаче чего-либо за то чем оно не является. С помощью данной уловки планетарная магия выдается за натуральную магию. В эту уже «натуральную» магию включаются не только магические действия, но и алхимические эксперименты. А затем по цепочке и растительная спагирия. Вот и весь фокус. Была спагирия – стала магия.
 Только в «системе Риделя» использование планетарного влияния в спагирической работе с растениями носит рекомендательный характер и не является обязательным. И если убрать этот элемент, то «вся возможная магия» уходит в небытие.
 Сам же по себе учет планетарного влияния – это астрологический инструментарий, применяемый как в магии, так и алхимии. И сам факт его применения не делает алхимию магией, магию алхимией, магию астрологией и алхимией, алхимию магией и астрологией… и так далее. Но это к слову.
 Формальное признание растительной спагирии магией уже «позволяет» называть все спагирические препараты магическими. Однако подобное нововведение не решает проблему стыковки практик. Подсказку как ее можно частично, но красиво обойти Стэвиш, скорее всего, нашел у Кроули в уже упомянутой книге «Магия в теории и на практике». В той же двадцатой главе: О причастии и об искусстве алхимии.

 «Причастие – одна из простейших и, в то же время, одна из самых сложных Магических церемоний. Причастие состоит в том, чтобы взять нечто простое, трансмутировать его в нечто божественное, а затем поглотить его.
 Всякая магическая церемония – своего рода причастие, поскольку резорбция силы есть разновидность поглощения. Однако сфера применения Причастия ограничена следующим образом: возьмите вещество, символизирующее весь путь природы, сделайте его Богом и поглотите его.
 Это можно сделать многими различными способами; они классифицируются соответственно количеству элементов, из которых состоит Причастие. Высшая форма Причастия включает в себя только Один освящаемый элемент. Это одно вещество, а не два вещества; и это вещество не живое и не мертвое, не жидкое и не твердое, не горячее и не холодное, не мужское и не женское. Данное причастие секретно во всех своих аспектах. Тот, кто достоин его, но еще официально не признан таковым, найдет его подробное и откровенное описание "в одной из" опубликованных работ МАСТЕРА ТЕРИОHА. Оно предназначается для высших посвященных и синонимично Великому Деланию на материальном плане. Поглощая его, мы поглощаем Лекарство Металлов, Камень Мудрецов, Жидкое Золото, Эликсир Жизни.
 …
 О методе освящения элементов необходимо сказать лишь то, что с ними следует обращаться как с талисманами».

Алистер Кроули «Магия в теории и на практике» Кн.1 стр. 285-287

 Талисманами - планетарными, разумеется, у Стэвиша становятся спагирические препараты:

 «Спагирические препараты представляют собой талисман, который можно принимать внутрь».

Там же стр. 62

 Надо признать, что магия планетарных талисманов в этом конкретном случае подходит, очень хорошо, поскольку в ней есть варианты, в которых можно не использовать традиционные магические инструменты. Что важно, поскольку у магов и алхимиков арсенал внушительный, но очень разный:

 Спагирия: банки, колбы, тигли, экстракторы, дистилляторы, воронки, ступы…
 Магия: жезлы, мечи, ножи, чаши, пантакли, курильницы, кристаллы, хрустальные шары, талисманы, амулеты, карты таро…

 Вот здесь подменить одно другим не получится. Нет, конечно, при желании можно стеклянный холодильник расписать каббалистическими знаками и использовать его при перегонке и как магический жезл, но это уже явный перегиб. Автор книги посвященной особому пути духовного развития себе такое позволить не может. Посему от темы проведения магических ритуалов во время алхимической работы со всеми прилагающимися магическими инструментами он благоразумно дистанцировался. Подобное ограничение было частично компенсировано заклинаниями и упрощенным обрядом зарядки талисманов-настоек с которыми все более-менее просто.
 Заклинания можно читать до или после приема настойки для усиления эффекта:

 «Самое главное – это помнить, что вы совершили священнодействие. Его цель – обновление (физическое, психологическое и духовное) с помощью настойки как олицетворения вашей духовной силы. Для усиления желаемого эффекта некоторые алхимики сочетают этот аспект работы с каббалистическими и астрологическими заклинаниями, аналогичными тем, которые используются для талисманов».

Там же стр. 61

 Для обряда зарядки потребуется только небольшой алтарь, накрытый черной тканью, белая свеча и картинка с нужным планетным знаком. Вот и весь реквизит, от которого по мере роста мастерства можно будет и вовсе отказаться.
 В книге Стэвиша магическая работа с настойками-талисманами проработана довольно слабо. Причина этого возможно и в том, что он прекрасно понимает бесперспективность и бессмысленность этого занятия. Почему так. В западной магии сформировалось и доминирует представление о талисманах как о предметах, которые станут обладателями нужных магу свойств только после их зарядки особыми видами энергии (планет, богжеств и т.п.). Еще раз:

 «Та же самая формула применима и для изготовления талисмана. Маг берет идею, очищает ее, и затем усиливает ее, призывая к ней вдохновение своей души. И это уже не закорючки, нацарапанные на овечьей шкуре, но слово Истины – бессмертное и обладающее властью убеждения во всей сфере своего смысла».

Алистер Кроули «Магия в теории и на практике»

 Так что такой подход лишает смысла всю алхимическую работу. Магия, по сути, вытесняет алхимию. Разумеется, Стэвиш пытается несколько сгладить этот момент, но это не более чем попытка усидеть на двух стульях. По этой причине ему пришлось разделить описание планетарного влияния на две части. Для приготовления лечебных настоек и настоек оказывающих дополнительную область влияния:

 «Луна – настойки или эликсиры, приготовленные из растений, управляемых Луной, благотворны при работе с подсознанием, эфирными энергиями, пророческими видениями, астральными проекциями, для гипнотизма, укрепления ауры, а так же нейтрализации негативной кармы через воздействие на психический уровень Йесод и упразднение возможностей ее физического проявления».

Там же стр. 114

 Чтобы все это вместе хоть как-то соединить он использует сочетание психотехник (молитвы, медитации) и обряда. Но системную проблему это, разумеется, не решает.
 Почти та же ситуация с картами таро. В книге приводится интерпретация старших арканов «в соответствии с принципами физической и трансцендентальной алхимии». Замысел интересный - помочь тем, кто работает с таро подготовится к изучению алхимической символики. Только его реализация этому не способствует. Небольшой пример:

 «Висельник – это знак серы, или претворяемых в жизнь энергий самореализации. Однако при этом старые представления о мире переворачиваются с ног на голову. Необходимо ослабить привязанность к материальному миру, а в некоторых случаях и разорвать ее, чтобы энергии могли течь от ног к голове, а возвышенный труд - осуществляться».

Там же стр. 237

 Здесь конечно прослеживается «имитация Фулканелли». Только вместо элементов архитектуры готических соборов трактуются в своеобразном алхимическом ключе карты таро. Насколько это бесполезно с практической стороны становится очевидным, если попробовать применить «интерпретации таро» например, к изображениям двенадцати ключей Василия Валентина.
 С каббалой проблем больше. Автор, как и принято в западной магии преподносит ее как систему благодаря которой можно лучше понять смысл символов. Любых символов. И, разумеется, делается это с помощью «дерева жизни» («дерева сефирот»).
 В алхимии (по Стэвишу) «дерево жизни» - «банк идей». Любой предмет или явление можно поместить в нужное место на «дереве», что позволит установить его связь (существующую или потенциальную) между любым другим предметом или явлением.
 Весьма многообещающе, но... Маги работают с символами и «деревом сефирот» в основном по таблицам т.н. каббалистических соответствий. Наибольшей популярностью пользуется книга Алистера Кроули «777» (русское издание: «777 Каббала Алистера Кроули» М. 2003). В ней собраны многочисленные соответствия из различных источников. Как ей пользоваться он подробно объяснил в: «Книге О» (Liber O).
 При этом магам система соответствий нужна для подготовки ритуала и психологической накачки. Алхимикам в основном для синхронизации с нужным планетным влиянием того или иного действия с материалом.
 В «777» нашлось место и для «алхимического дерева жизни» и «алхимических металлов»:

777 Каббала Алистера Кроули М. 2003 стр. 153

 Данные соответствия взяты из «алхимико-каббалистического» трактата «Эш мецареф». Единственно, что они приведены не точно – в первом столбце перепутаны местами сера и соль. Впрочем, это не имеет никакого значения, поскольку у еврейских каббалистическо-алхимических соответствий есть своя особая специфика. Она заключается в следующем. Вне зависимости от того что с чем (какой сефирой) соотнесено это соответствие будет правильным. Иными словами:

 «И если кто-нибудь иначе все это расположил, у меня с ним не будет никакого противоречия, ибо все к единому стремится».

«Эш мецареф»

 В чем здесь «каббалистическая мудрость»:

 «Приди, взгляни! Многочисленны места с которыми соотносится золото, а именно Гвура и Бина, и другие особые аспекты, где тем или иным образом располагаются разновидности золота. Теперь же показываю я тебе природу золота в Тиферет. И здесь нет противоречия между словами Зohара или Тиккуним; ибо знай, что в этом месте подразумевается Тиферет ступени Гвура».

Бурмистров, К.Ю. Ибо он как огонь плавильщика: каббала и алхимия М. 2009 стр.212

 Простенькая схема с помощью, которой можно оправдать любую нестыковку. Суть в следующем. Еврейские каббалисты предполагают что в каждом сефироте находится еще одно маленькое дерево сефирот. Таким образом, если что-то соответствует одному сефироту, то оно так же соответствует и всем остальным через эту же сефироту в «маленьком дереве» которое находится у них внутри. Получается, что любое соответствие чему бы оно ни соответствовало – правильное. Для убедительности цитата из библии, талмуда или любого другого авторитетного текста. Если нужная цитата не подходит, по какой-либо причине вход идет «буквенная каббала».

 Все это подробно описано на сайте «Алхимия и каббала» в статье: «Эш мецареф – ибо он как огонь плавильщика?» http://chaimz.narod.ru/aesh_mezareph.htm

 На этом, разумеется, Стэвиш не акцентирует внимания, упоминая лишь, что «каждая сефира отчасти представляет собой отражение того, что ей предшествует или что следует за ней». Но что интересно он все-таки признает существование проблемы применения знаний полученных таким способом. Даже называет использование «дерева жизни» «благом и проклятием современного эзотеризма». Конечно корень этой проблемы, по его мнению, в ошибках тех у кого «недостает способности применять информацию, получаемую благодаря Дереву». В чем собственно и не прав, поскольку изъян в самой каббалистической системе.
 Использование «еврейских каббалистическо-алхимических соответствий» в спагирии и алхимии занятие бессмысленное по упомянутой выше причине. Более подходящие в этом плане «каббалистические соответствия» магов. Еврейская составляющая в них по большому счету экзотика, добавленная и адаптированная к традиционной западной астрологической системе. Вопрос в том, имеет ли смысл пользоваться суррогатом, если доступен первоисточник. Поэтому в растительной спагирии в основном и применяется астрологическая система соответствий.
 И это лишь малая часть нестыковок и противоречий возникших из-за «магической добавки». Но если убрать из книги всю каббалу, таро и большую часть медитаций и др. психотехник популярных в магии, то в результате останется справочник растительной спагирии для начинающих алхимиков в стиле «The Alchemist’s Handbook».

 К чему все это. Издревле оккультные науки делят на три: магию, астрологию и алхимию. Их делят так по тому, что они разные. Есть те, кто это понимает, есть те, кто это не понимает, есть те, кому все равно, но полноценно реализовать себя как мага можно только в магии, как астролога в астрологии, как алхимика в алхимии. И от этого никуда не денешься. Так что самое разумное не смешивать одно с другим. Впрочем, каждому свое…

Спагирия и магияПРАКТИКА