ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ  |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


О современной спагирии

 Спагирия и алхимия. Слово спагирия происходит от греческого spao – извлекать и ageiro – собирать. Предположительно было введено в европейский алхимический и медицинский лексикон знаменитым алхимиком и врачом XVI-го века Парацельсом. Применялось и применяется до нашего времени в различных значениях. Два наиболее распространенных – синоним слова алхимия и алхимическая медицина.

 «Спагирическое искусство составляет ту часть химии, предмет которой – природные тела: растительные, минеральные. Адепты этого искусства совершают нужные операции, вознамерившись употребить эти тела в медицине».

Анджело Сала XVII век

 «Химия, иначе алхимия и спагирия, есть искусство разделять как смешанные, так и составные тела на их начала, а также из последних составлять тела».

Георг Эрнст Шталь XVIII век

 По сути оба приведенных выше определения можно считать адекватными, поскольку алхимия и спагирия необычайно тесно взаимосвязаны друг с другом. При этом у них есть отличия. Самый простой способ понять, где начинается спагирия и «заканчивается» алхимия – ориентироваться на цели декларируемые алхимиками. Для этого их следует разделить на два вида: высшие и подчиненные. Высшая она же конечная цель только одна. Все остальные являются подчиненными и относятся к высшей только как средства для ее достижения.
 Высшая цель алхимии – изготовление особого вещества обладающего определенными свойствами. Два наиболее важных состоят в способности к трансмутации (превращению) неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) и возвращение здоровья, а так же продление жизни человеку. Ему даны разные названия: Магистерий, Эликсир, Красная (Философская) Тинктура, Порошок Проекции… и наиболее известное - Философский Камень. Все остальные цели, попутно ведущие к основной, можно считать подчиненными. Например, получение универсального растворителя, философского Меркурия и т.п.
 Высшая же цель спагирии в изготовлении алхимическими методами веществ обладающих определенными свойствами – возвращать человеку здоровье.
 Таким образом, высшие цели алхимии и спагирии в основе отличаются тем, что алхимики стремятся изготовить универсальное лекарство как для металлов, так и для человека, а алхимики-спагирики лекарства для человеческого тела и духа.
 Здесь следует добавить, что полученные алхимические и спагирические медикаменты различают по степени воздействия. Отсюда происходит их деление на два класса: универсальные и остальные. Наиболее сильное влияние оказывают медикаменты первого, т.е. универсального класса. В алхимии – Философский Камень в спагирии – Панацея. Все остальные относятся ко второму классу.
 Эффективность алхимических и спагирических препаратов зависит от совершенства приготовления (для сравнения Красная и Белая тинктура) и материала царств, из которых они сделаны. Поэтому алхимики в работе по получению Философского Камня отдают предпочтение царству минералов. А спагирики работают со всеми тремя, считая, что лекарствами из растений следует лечить легкие заболевания, из животных – тяжелые, а минералов – хронические.
 Таким образом, ориентируясь на высшие цели, можно отличить алхимию и спагирию друг от друга. Разумеется, данное деление дает только формальный критерий, за скобками которого остались: мистическая алхимия, создание гомункулов, вечных лампад, двигателей, и т.п.

 Спагирия сегодня. В XXI веке спагирией часто называют алхимическую работу с растениями. Это произошло с «подачи» немецкого алхимика Альберта Риделя (1911-1984) основателя и директора исследовательского общества «Парацельс» в Солт-Лейк-Сити ставшего позже школой алхимии «Колледж Парацельса». Его небольшая книга, опубликованная под псевдонимом «Брат Альберт» (Frater Albertus): «Руководство по алхимии» (The Alchemist’s Handbook) стала очень популярной среди начинающих алхимиков.
 Во многом под влиянием этой книги, а так же благодаря труду учеников и последователей Риделя в «европейской алхимии» прошлого века появилось течение, которое принято называть «современная растительная спагирия». Ее высшая цель – изготовление из растительного материала алхимических лекарств преимущественно второго класса. Область их применения соответственно физическое и духовное исцеление человека.
 Что собой представляют современные растительные спагирические лекарства. Два основных вида - это тинктуры (настойки) и соли (камни). Все они изготавливаются с помощью алхимических методов применяемых согласно теоретическим представлениям алхимиков.
 Кроме того некоторые попутно занимаются изготовлением так называемых «спагирических» продуктов. К ним относятся средства гигиены (мыло, шампуни, пудры, духи и т.п.), пищевые продукты и много чего еще вплоть до ассортимента колдовских лавок, где продают разные амулеты, талисманы и т.п. К этому можно относиться по-разному, но подобными специфическими видами подработки для добывания средств к существованию алхимики пользуются столетиями. Но это собственно уже не спагирия, а способ заработка под ее вывеской.

 Теория и практика. Основные теоретические представления и методы практической работы, описанные в популярных пособиях в стиле «The Alchemist’s Handbook» взяты из европейской алхимии. Практическая часть описана в них довольно подробно, но вот алхимическая теория упрощена и урезана по максимуму. Это обосновано тем, что растительная спагирия на западе позиционируется как начальный курс обучения алхимии. Его цель только заинтересовать и научить (любого желающего) самым несложным практическим приемам (азам) лабораторной работы. Расчет сделан на то, что более серьезные знания и навыки ученик должен получить, занимаясь самообразованием и или при посещении специальных алхимических курсов. Хорошо это или плохо вопрос спорный.
 Основа основ алхимических теорий – античная натурфилософия (философия природы). Из нее алхимики черпали (и черпают сейчас) представления об устройстве мира и сути вещей. Такие понятия как: форма, материя, первоматерия, элементы, квинтэссенция, космос, хаос, мировая душа… взяты из представлений древних философов. Равно как и натурфилософский подход к природе – ее объяснение исходя из логических умопостигаемых основ мироздания. По этой причине в алхимии и спагирии теория определяет практику.
 Здесь есть еще один момент, на который нужно обращать особое внимание. Каждый (или почти каждый) алхимик это философ. Как архитектор из идей, теорий и представлений предшественников, а так же своих собственных он создает план работы, следуя которому он идет к выбранной цели. По этой причине, декларируемые представления алхимиков и передаваемый опыт, как и возводимые разными архитекторами здания могут, сильно отличаются, друг от друга.

 Мир алхимика. Представления алхимиков об окружающем весьма разнообразны и имеют свою особую специфику. Для объяснения устройства мира, происхождения и сути вещей используются универсальные (всеобщие, всеохватывающие) частные (узконаправленные) теории.

 Космос. В IV в. до н.э. греческий философ Аристотель создал свою знаменитую геоцентрическую модель системы мироздания. Она являлась итогом критического рассмотрения представлений об устройстве мира всех предшествовавших Аристотелю греческих философов (элеатов, пифагорейцев и др.). Что она из себя представляет.
 В середине мироздания находится неподвижная земля, вокруг нее исходя из их веса (земля самая тяжелая, более легкие – вода, воздух и огонь) три другие стихии. Это подлунный мир или область, в которой происходит постоянное изменение. А именно, вечный круговорот возникновения и уничтожения вещей, состоящих из стихий из-за их взаимного перехода друг в друга.
 Каждая стихия обладает двумя свойствами. Земля - сухая и холодная, вода - холодная и влажная, воздух - теплый и влажный, огонь - теплый и сухой. Элементы из-за изменения соотношения качеств могут переходить друг в друга. Например, вода (холодная и влажная) под воздействием сухости вытесняющей влажность становится землей и т.д.
 Надлунный мир в отличие от подлунного состоит из пятой стихии (квинтэссенции) – эфира. Она не изменяется и не переходит в другие стихии, а только движется причем по кругу, что собственно и составляет отличительную черту высших сфер. Места, где царит вечная неизменная божественная жизнь.
 Надлунный мир состоит из вращающихся сфер, к которым прикреплены два светила и пять планет. Их порядок следующий: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. У каждой планеты свой бог, который придает ей самостоятельное движение. Этим же Аристотель объяснял и разницу в их скорости. Именно неравномерное движение планет и есть главная причина всех происходящих в подлунном мире изменений
 За ними находится крайняя сфера неподвижных звезд. Она так же наполнена эфиром и приводится в движение верховным божеством. Каждая из звезд – божественное существо, ведущее блаженное существование на небе.
 На основе этой модели астролог Клавдий Птолемей во II в. н.э. разработал универсальную математическую теорию астрономических явлений. Что позволило достаточно точно вычислять движение планет. Особого смысла излагать теорию эпициклов и деферентов, нет, здесь важна только общая схема мироздания:
 
 Устройство мира по Птолемею:
 
 1. Вечный мировой эфир
 2. Зодиак – сфера неподвижных звезд
 
 Надлунный мир:
 
 3. Сатурн
 4. Юпитер
 5. Марс
 6. Солнце
 7. Венера
 8. Меркурий
 9. Луна – низшая из небесных сфер
 
 Подлунный (стихийный) мир:
 
 10. Огонь
 11. Воздух
 
 Изменяют и окружают все находящееся внутри их:
 
 12. Вода
 13. Земля

 Как происходят изменения в космосе согласно представлениям астрологов:

 «Всего лишь несколько соображений понадобится для доказательства каждому того факта, что некая сила, исходящая из вечной эфирной субстанции, проникает повсюду и рассеивается в пространстве, окружающем Землю, которая тем самым подвергается изменениям, поскольку такие первичные элементы, как воздух и огонь, подвержены влиянию движения эфира и, в свою очередь, вызывают изменения во всем остальном: в земле и в воде, и в растениях, и в животных. Так Солнце вместе с окружением всегда оказывает определенное воздействие на все находящееся на Земле; это происходит не только посредством изменений, которые присущи временам года и проявляются как появление нового поколения животных, роста растений, паводков и изменения организмов, но и посредством ежедневного обращения, ведущего к чередованию жары, влажности, сухости и холода, оно строго упорядочено и соответствует положению светила относительно зенита»…

Клавдий Птолемей «Тетрабиблос»

 Согласно астрологии небесные светила оказывают влияние, которое в различные моменты времени отличается по своему качеству. И если знать природу этого влияния можно определить благоприятное время для тех или иных действий ведущих к получению нужного результата.
 Алхимики тоже считают, что данное влияние (сила) исходит из вечной эфирной субстанции. Ее называют Мировая Душа, которая, по сути, не что иное как принцип Жизни. Мировая Душа проходя сквозь сферы неподвижных звезд и семи планет придает им качества влияющие на стихийный подлунный мир. Степень этого влияния зависит от положения планет. Поэтому спагирик делая алхимическое лекарство из растения с учетом знания того как планеты воздействуют на стихийный мир и в какое время их влияние возрастает или убывает, может увеличить его эффективность, концентрируя в нем силу Мировой Души.

 Царства. В алхимии и спагирии принято традиционное в оккультных науках деление окружающего (земного) мира на три царства: растительное, животное и минеральное. К каждому из них относятся:

 «I. Животное заключает в себе всех зверей, людей, змей, рыб, птиц и что к сему виду относится, созданных из плоти и крови, и имеющих живительный дух.
 II. Минеральное содержит в себе все металлы, руду, марказит, кобальт, тальк, цинк, блестящий пирит и камни, благородные или не благородные. И в итоге: все металлы и все виды, которые относятся и принадлежат к ним.
 III. Растительное включает в себя все деревья, корни, травы, их семена и плоды; так же то, что от них происходит или может произойти».

Василий Валентин «О тайном чудо-рождении Семи планет и металлов»

 В этой системе за основу взято несколько признаков наиболее доступных для наблюдения. Что позволяет алхимику приводить (классифицировать) окружающие его вещи в приемлемый для себя умозримый порядок. Единственно, что в XXI-ом веке в эту классификацию уже можно включить и четвертое царство – ноосферу (от «ноос» - разум).
 Русский ученый Владимир Иванович Вернадский описывал ноосферу как новое состояние биосферы возникшее под воздействием человеческого ума. Человек адаптирует под себя окружающий мир, делая его более удобным для своего проживания. В результате этой деятельности изменяется очень многое, в том числе и рельеф планеты. Т.е. человек строит города, соединяет реки каналами, добывает из земли полезные ископаемые, изготавливает новые материалы, которых до этого не существовало в природе (к примеру, пластмасса) и т.п. Классический пример ноосферы – обычный городской пейзаж. Для сравнения:

 Еще один важный момент, которому в алхимии и спагирии уделяется особое внимание. На этих примерах хорошо видно отличие того что сделано искусственно, от естественной природы. И здесь важно понимать отличие природы (натуры) от искусства в простых вещах. Рассмотрим в качестве примера дерево и деревянный стол.
 Дерево «рождается» от дерева. Стол изготавливается из дерева. Если дерево, из которого сделан стол каким-то образом прорастет, то из него получиться другое дерево, а не стол. Отсюда сделанный столяром стол – искусство, а форма порождающих друг друга предметов (человек рождает человека, дерево дерево и т.д.) – природа.

 Состав вещей. Обоснование практики современной растительной спагирии большей частью опирается на теорию трех начал Парацельса. При этом в стороне так, же не остается и более ранняя (древняя) теория четырех элементов (стихий). Поскольку они в определенной мере взаимосвязаны сначала рассмотрим «старшую».
 Представления алхимиков о том, что все вещи состоят из четырех элементов, были почерпнуты из философии Аристотеля. В крайне упрощенном виде она выглядит следующим образом: первоматерия лишенная всех характеристик соединяясь с простейшими формами - четырьмя противоположными качествами (холод и тепло, сухость и влажность) образует четыре элемента. Это огонь, воздух, вода и земля. По своим качествам земля - сухая и холодная, вода - холодная и влажная, воздух - теплый и влажный, огонь - теплый и сухой. Все предметы видимого мира состоят из этих стихий. И самое важное, из-за изменения соотношения четырех качеств элементы могут переходить друг в друга.
 Что еще нужно понимать, чтобы применить эти знания для определения состава окружающих нас вещей (под вещами в данном случае понимаются принадлежащие внешнему миру физические предметы).
 
 1. Все элементы – это самые простые тела. Они не способны делиться на другие частицы как это могут делать сложные тела (вещи).
 2. Все вещи возникают из соединения (смешения) элементов.
 3. Различие вещей обусловлено количеством элементов, из которых они состоят.
 4. Элементы отличаются по своему весу: тяжелые (земля и вода) и легкие (воздух и огонь).
 5. Земля – самый тяжелый элемент, находящийся в центре всего (см. геоцентрическая система мира). В вещах она способствует сохранению очертаний и формы тел. Природа этого элемента «в чистом виде» (своем естестве) ощущается как холод и сухость.
 6. Вода окружает землю и окружена воздухом и благодаря своей природе позволяет менять форму предметов. Ее ощущаемые свойства холод и влажность. Под действием влажности вещи получают способность распадаться на мельчайшие частицы и соединяться, принимая любую форму не сохраняя ее в дальнейшем. Вода находиться во всех вещах, благодаря чему им можно придавать новую форму.
 7. При соединении сухого и влажного вещи получают способность менять и сохранять свою форму (очертания). Влажное благодаря сухому «не растекается», а сухое благодаря влажному «не рассыпается».
 8. Воздух выше воды и ниже огня. Ощущается как горячее и влажное. Придает вещам легкость и рыхлость.
 9. Огонь по своему положению выше всех. Он горяч и сух. Вещам необходим для смешивания и созревания. Это проводник, через который происходит смешение холодности в обоих тяжелых элементах.

 Исходя даже из вышеизложенного в крайне упрощенной форме определение состава элементов в том или ином предмете сопряжено со сложностями и неоднозначными выводами. Поэтому в современной спагирии часто стихии соотносят не со свойствами, а с состоянием вещества. Земля – твердое, вода – жидкое, воздух – газообразное, а огонь как энергию в чистом виде. Что более удобно.

 Прежде чем перейти к теории трех начал для лучшего ее понимания необходимо рассмотреть и предшествовавшую ей теорию серы и ртути разработанную арабскими алхимиками. Это частная алхимическая теория для металлов. Ее идея так же была почерпнута из философии Аристотеля.
 В «Метеорологии» происхождение металлов и минералов описывается Аристотелем как результат двух видов испарений (в земле) под действием солнечных лучей. Сухое испарение (дымообразное) своим жаром создает минералы (серу, сурик, охру и т.п.). Т.е. камни неспособные плавиться и коваться. От парообразного испарения происходят все металлы (медь, золото, серебро…), которым присущи эти два свойства. В недрах земли парообразное испарение сдавливается и твердеет. Этот процесс похож на образование (выделение) росы или инея. Металлы появляются, прежде чем закончиться этот процесс. Поэтому в одном отношении они жидкость, а в другом нет.
 Джабир ибн Хаййан (721?-813?) которого именуют «отцом» серно-ртутной теории происхождения металлов считал, что первым из сухого (дымообразного) испарения образовалась сера, а из влажного (парообразного) ртуть. И уже от соединения серы (мужского начала) и ртути (женского) образовались остальные металлы. Поэтому металлы отличаются друг от друга в зависимости от пропорции серы и ртути. Из всех металлов только два – золото и серебро находятся в совершенной пропорции. Все остальные «больны» и «несовершенны», но благодаря искусству алхимии их можно вылечить, доведя до совершенства золота.
 Так же Джабир создал свою классификацию веществ, разделив их на духи и тела первого рода, а так же души с телами второго рода. «Дух» от «души» отличается наличием качества маслянистости. Три духа – сера, масло и сернистый мышьяк. Три души – ртуть, нашатырь и камфора.
 Вот из этой теории в XVI-ом веке Парацельс создал свою, добавив третий элемент – соль.

 Tria Prima. В современном «спагирическом» варианте теория «Серы, Ртути и Соли» Парацельса урезана до крайности. То, что осталось в виде усредненной схемы выглядит следующим образом:
 
Принцип Название Части тела Функции В растении
Сера Сульфур (Sulphur) Душа Сознание Масла
Ртуть Меркурий (Mercurius) Дух Жизненная сила Спирт
Соль Соль (Sal) Физическое тело Физическое тело Минеральные соли

 Откуда, что в этой таблице. По Парацельсу:

 1. Все вещи (тела) в трех царствах состоят из трех начал (принципов): серы, ртути и соли.
 2. Любые тела могут быть разделены на эти три принципа.
 3. Сущность тел зависит от состава («количественного») трех начал.
 4. Начала не содержатся друг в друге и не могут переходить друг в друга.
 5. Форма: сера – маслянистость, ртуть – жидкость, соль – щелочь.

 Если использовать механический перенос, то все более-менее логично. В растениях: сера – маслянистость – растительные масла, соль – щелочная соль из золы. Ртуть – жидкость – спирт полученный брожением растительной массы.
 Данных в таблице вполне достаточно для обоснования начального варианта практической работы с растениями. Но здесь есть один нюанс. Теория трех начал создавалась Парацельсом в противовес другим теориям, существовавшим точнее господствовавшим в то время. С ее помощью он попытался (в некоторых своих трудах) по возможности заменить и вытеснить четыре стихии Аристотеля и серу-ртуть Джабира из медицины и алхимии. Для этого он применял ее в качестве «настраиваемого инструмента» для обоснования своих идей и представлений. Во многом именно по этой причине, а так же запутанности терминологии теория Парацельса, если ее рассматривать исходя из общего контекста, выглядит «размытой» и лишенной четких границ. Поэтому при попытке сведения ее к простой схеме возникают определенные противоречия. Для сравнения:

 «Чтобы испытать это, возьми сначала дерево. Это будет. Сожги его, тогда то что будет гореть – это сера, то что будет дымить, - меркурий, а то что останется золой, - соль».

Парацельс

 Это простая и универсальная система описания структуры вещества. Все просто. Узнать внутреннее строение нужного вещества (Herba) можно только его, разрушив (Chaos):

 Отсюда три начала: горючести (Sulphur), летучести (Mercurius) и огнепостоянства (Sal). При этом:

 «Человек не видит действия этих трех субстанций, пока они связаны жизнью, но он может распознать их свойства, когда форма разрушается. Невидимый огонь содержится в сере, растворимый элемент — в соли и летучий элемент — в ртути. Огонь горит, ртуть дает дым, соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма».

Парацельс

 Вот здесь хорошо виден еще один важный аспект теории Парацельса:

 «Есть сотни различных видов соли, серы и ртути во вселенной и в человеческом организме, и величайшие тайные силы (возможности) содержатся в них. Все сокрыто в них — в том же смысле, в каком груши сокрыты в грушевом дереве и гроздья винограда — в лозе. Неглубокий наблюдатель видит лишь то, что доступно его чувствам, но внутреннее зрение открывает будущее. Садовник знает, что на лозе не родятся груши, а на грушевом дереве — виноград».

Парацельс

 Все тела состоят из серы, ртути и соли, но насколько различны вещества, настолько отличаются и составляющие их начала. Однако общий источник происхождения позволяет извлечь из тел трех царств их собственную серу, ртуть, и соль, очистить, а затем соединить, получив лекарство. Поэтому алхимику важно знать, какие вещества являются «носителями» (формой) трех начал. И здесь возможны разные варианты, поскольку в каждом царстве они отличаются друг от друга. Мало того в каждом царстве их может быть не три, а гораздо больше (по Парацельсу). И если взять за образец для растительного царства приведенный выше пример с деревом, то подойдут и следующие:
 Сера – это этиловый спирт высокой очистки (продукт брожения) - горит без дыма, после сгорания не оставляет следов. Ртуть – вода многократно дистиллированная после испарения не оставляет следов, не горит, присутствует в соке растений. Соль – щелочная соль из пепла растения, при кальцинации не горит и не испаряется.
 То, что у спагирикков вещества «носители» и методы работы с ними расходятся не должно смущать. Это обычное явление. Что касается определения «правильного» вещества, то здесь придется либо доверять тому, кто его описал и или исходить из собственных знаний и опыта.
 Для облегчения работы так же используют ряд веществ в качестве «универсальных носителей». Три наиболее популярных – это дистиллированная вода, ректификованный (предпочтительно винный) спирт и морская соль. Они заменяют собой начала, которые сложно выделить (по различным причинам) из нужного растения. Чаще всего применяют спирт.
 Почему именно спирт. Парацельс был первым, кто ввел его во врачебную практику как растворитель для приготовления лекарственных настоек. Он считал, что с его помощью можно извлечь квинтэссенцию растения лучше, чем с помощью других растворителей (воды, вина уксуса, меда и т.п.) использовавшихся врачами его времени. Под квинтэссенцией (пятым элементом) он понимал некое максимально очищенное вещество, извлеченное из растительного и животного материала обладающего особой целительной силой.

 Современные спагирические препараты. Главное что здесь следует уяснить. Если цель поправить здоровье от некой болезни, то необходимо обратиться к врачу. Всегда следует помнить, что не нужно заниматься самолечением, особенно серьезных заболеваний. Даже с помощью спагирических препаратов. Поэтому современные спагирические препараты по назначению фактически делятся на два основных вида:

 1. Профилактические и общеукрепляющее
 2. Служащие для энергетического эффекта

 Для объяснения особенностей их воздействия уместно провести следующую аналогию. В алхимии и соответственно в спагирии существует деление на внешнюю (физическую) и внутреннюю (духовную) работу. Данное деление во многом условно, поскольку первая предполагает изменение не только материи, над которой идет работа, но и самого алхимика. При этом процесс идет параллельно.
 Внутренняя алхимия направлена исключительно на самого алхимика. При таком подходе высшая цель алхимии – Философский Камень, равно как и методика ее достижения трансформируется в соответствии с духовными (религиозными, этическими и т.п.) устремлениями проводящего работу.
 Поскольку мистическая алхимия носит сугубо индивидуальный (личностный) характер, как в первом, так и во втором случае, то и принимает различные формы, которые сложно вместить в какие-то рамки. Все это нашло отражение в растительной спагирии:
 Первый вид препаратов используется как БАД (биологически активная добавка) т.е. для укрепления физического здоровья. Кроме алхимиков такие препараты изготавливают небольшие фармацевтические компании, специализирующиеся на гомеопатических и фито препаратах. При этом выбор растения с нужным эффектом в основном осуществляется по медицинским справочникам лекарственных растений.
 Важно. Раньше спагирики для этого руководствовались правилами медицинской астрологии. Что они собой представляют (в общих чертах):
 Если знать под управлением какой планеты и знака зодиака находится больной орган или часть человеческого тела, то лечили его растением, соотнесенным с этой планетой и знаком зодиака. Т.е.использовался принцип симпатии.
 Планетарные соответствия человеческого тела:
 
 • Сатурн - правое ухо, селезенка, мочевой пузырь, слизь и кости.
 • Юпитер - осязание, легкие, артерии и семя.
 • Марс - левое ухо, почки, вены и половые органы.
 • Солнце - зрение, мозг, сердце, сухожилия и все правосторонние части.
 • Венера - обоняние, печень и плоть.
 • Меркурий - речь и мысли, язык, желчь и ягодицы.
 • Луна - вкус, питье, желудок, живот и все левосторонние части.

 Так же вместо принципа симпатии применяли противоположный – антипатии. Марс противостоит Венере, Меркурий – Юпитеру, Луна и Солнце – Сатурну. Т.е. если болит живот (Луна) то для лечения использовалось растение под влиянием Сатурна. И т.п.
 Сейчас подобная практика как уже было сказано выше, фактически не применяется. Книги по медицинской астрологии современные спагирики поменяли на справочники лекарственных растений.
 Второй вид препаратов служит для усиления энергетического эффекта, т.е. основное воздействие идет на духовное состояние человека. При этом под энергией в спагирии понимается вид силы способной привести к некому достижению. Как пример – планетарное влияние, происходящее от Мировой Души. Для чего лабораторная работа дополняется методами внутренней практики (медитации и т.п.).
 По этой причине под «энергетический эффект» от принимаемых спагирических препаратов может попасть очень многое. Марк Стэвиш в книге «Путь алхимика. Энергетика и мир природной магии» к области их влияния относит:

 Пророческие видения, гипнотизм, укрепление ауры, нейтрализацию негативной кармы, способность к общению, культурному, духовному и сексуальному развитию, гармонизацию внутренних энергий, укрепление самооценки, уверенности в себе, рефлексов и инстинктов, наделение благополучием, проникновению в тонкости наук и религиозных учений, развивают терпение…

 Как видно из этого (неполного) списка ограничений по целям практически нет. При этом многие алхимики практикующие растительную спагирию делают свои препараты, как правило «двойного назначения» т.е. комбинированного влияния.
 Сейчас лечение спагирическими препаратами обосновывается теорией восстановления утраченного баланса. В максимально упрощенном виде она выглядит следующим образом. По Парацельсу человек состоит из трех начал: серы ртути и соли. Все вместе они представляют одну сущность. Пока начала находятся в сбалансированном состоянии, человек здоров. От нарушения баланса, а его может вызвать множество причин, и происходят болезни (физические и духовные). Для приготовления спагирических лекарств существует много специальных методов. Самый простой и ставший (благодаря Брату Альберту) необычайно популярным у всех начинающих алхимиков – это т.н. «простая спагирическая тинктура». К слову сей метод широко применяется в спагирии (в разных вариантах) уже с XVII-го века. Что он собой представляет в самом простом варианте:

 1. Сухое растение измельчается и растирается в ступке.
 2. Затем помещается в стеклянную банку и заливается этиловым спиртом.
 3. Настаивается в герметично закрытой посуде 7-14 дней.
 3. Готовая настойка тщательно фильтруется.
 4. Шрот сжигается. Получившийся при этом пепел прокаливается до белого цвета.

 Полученное таким образом спагирическое лекарство готово к употреблению: на 1 стакан дистиллированной воды несколько крупинок соли (пепла) и чайная ложка настойки.
 Как видно сделать его довольно просто. С помощью этилового спирта – универсального вещества традиционно называемого ртутью растительного царства из растения извлекается его собственная сера. Т.е. эфирные масла, воск, растительные жиры (сера). Соль получается после сожжения остатков травы и прокаливания пепла.
 Чем тщательнее проведена очистка и соединение, тем лучше будет конечный результат. Поэтому спагирики используют многоразличные методы и многочисленные инструменты для достижения этой цели. Один из них учет планетарного влияния при выборе растительного материала, его сборе и проведения основных процессов для усиления действия получаемых спагирических препаратов. Для этого обычно используются разработанные астрологами системы соответствий.

Спагирия не магияПРАКТИКА