ОСНОВНАЯ | ВВЕДЕННИЕ | ТЕОРИЯ | АСТРОЛОГИЯ | МАТЕРИАЛЫ | ЛАБОРАТОРИЯ | ПРАКТИКА | СТАТЬИ Музей «Вина» Зал музея вина с дегустационным залом находится на первом этаже. Краткий рассказ экскурсовода о приготовлении вина, истории виноделия с античности до наших дней с демонстрацией экспонатов. Последнее представляет интерес.
Более живописно все это выглядит на экспозиции рядом:
Довольно реалистично показана классическая давка винограда ногами. Рядом винтовой пресс прошлого века, а так же тара для вина – деревянные бочки разной вместимости.
Античность
Первыми виноделами на территории Северного Причерноморья были греческие переселенцы освоившие к середине VI в. до н. э. все северное побережье Черного моря. Местный (дикий) виноград был мелкий и кислый, сделать из него хорошее вино было невозможно. Греки решали эту проблему через экспорт вина из метрополии. Но даже хорошо налаженная морская торговля не могла обеспечить растущий спрос на вино в новых колониях. Поэтому виноград одомашнивали, а так же завозили новые сорта из Греции. Если учесть что климат Северного Причерноморья гораздо суровее, чем в Греции то по всей вероятности грекам пришлось приложить немало усилий, прежде чем они смогли вывести сорта дающие хороший урожай.
«Нельзя себе представить Древнюю Грецию без винограда и без виноделия. Это относится непосредственно к древней Элладе, занимавшей юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западною полосу Малой Азии, а так же и к греческим колониям на северном и южном побережье Средиземного моря, на берегах Черного и Азовского морей. Во всех этих местах археологами обнаружено много памятников материальной культуры, имеющих прямое отношение к виноградарству, виноделию и виноторговле периода активной греческой колонизации. Виноградники Древней Греции были размещены в местностях, разнящихся своими природными условиями, но все они отличались обилием тепла и света, наличием склонов разной крутизны и экспозиции, рыхлыми, хорошо прогреваемыми почвами, близостью к морю и исключительной чистотой, прозрачностью воздуха. Лучших условий для высококачественного виноделия нельзя было и придумать.
Из экспонатов античного периода в музее хорошо сохранившаяся гераклейская амфора IV-III вв до н. э. а так же и несколько склеенных фрагментов.
Мифы о вине
«Культура винограда и виноделие от самых своих истоков, в течении веков, вплоть до наших дней, сопровождалась легендами и народными преданиями, часто очень занимательными и поэтическими. Особенно много легенд дошло до нас из Древнего Востока, античной Греции и Рима.
Гроздья несметные Вакха дары, мы давили ногами,
Античность – (от лат. antiquites – древность, старина) – период древней истории, примерно с I тысячелетия до н.э. по V век н.э., охватывающий историю греко-римского рабовладельческого общества.
Дионис – бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия – один из наиболее популярных богов древней Греции, особенно простого народа. Сын Зевса и его возлюбленной Семеллы, он воспитывался сначала нимфами, а затем Силеном. Древние представляли Силена в образе добродушного, веселого, очень толстого веселого старика, большого любителя музыки и пения. Он не расставался с винным мехом. Место, где нимфы воспитывали Диониса, называется в мифах Ниса, но местонахождение его точно не указывается. Так назывались некоторые местности в Греции, известные своими виноградниками и виноделием.
Классически в виноделии от античности до наших дней использовали и используют до сих пор при изготовлении тары три материала – глину, дерево и стекло. В музее представлены различные предметы изготовленные из них:
Глина очень удобный и доступный материал для изготовления различной тары и посуды. Ее используют и до сих пор. Так же как и изобретенный много тысяч лет назад гончарный круг.
«Гончарный круг – станок для формовки посуды и некоторых других, керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для совершенствования формы изделий и повышения производительности труда. Гончарный круг вращают на вертикальной оси одной рукой (другой формуют сосуд). Более совершенный ножной гончарный круг имеет внизу маховое колесо, вращаемое ногами (обе руки мастера свободны, круг вращается быстрее и можно формовать сосуды не только спиральным налепом жгута, как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины). Изобретение и распространение гончарного круга повсюду связано с выделением специалистов гончаров. В различных странах гончарный круг распространился в разное время (Двуречье, Египет, Индия -4-3 е тысячелетие до н.э., Иран, Средняя Азия, Греция, Китай 2-е тысячелетие до н.э., Италия, Испания, Франция, Закавказье, Северное Причерноморье – 1- е тысячелетие до н.э., Британия – ок. 1 в., Древняя Русь, Поволжье и Германия – 9-10 вв, Скандинавия – 12 в.; в Америке гончарный круг не был известен до появления европейцев). В современном гончарном производстве применяется гончарный круг главным образом с электрическим приводом».
Рядом более современные глиняные экспонаты – крынки.
«Крынка – глиняная посуда для молока, кваса и других жидких продуктов, широко использовалась в качестве деревенской утвари на кухне, поскольку глина была общедоступной, то производством глиняной посуды не занимались только ленивые».
В соседнем шкафу небольшая коллекция разнообразных бутылок, бутылей и баллонов из стекла и для красоты два медных алембика.
Меры жидких тел (винные меры)
Этот стенд посвящен ремеслу бондаря.
«Дерево использовали для изготовления посуды с незапамятных времен. Собственно, до деревянной посуды, поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры. Вообще никакой посуды не было. А люди как-то обходились без нее. А потом постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, правда, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда накладывали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этой порочной практики отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду.
«Высокого уровня бондарное ремесло достигло в Древней Руси. Раскопки древнего Новгорода показали, что современная бондарная утварь мало чем отличается от той, которую делали много веков назад. Типы ее, выработанные в прошлом, дошли до нас почти без изменения. Бондарную посуду можно разделить на два основных вида: двудонную и однодонную. К первому относятся всевозможные бочки и бочата с двумя днищами. Собраны эти емкости из тонких дощечек, или, как их еще называют клепок. Разнообразная по назначению, форме и размерам, бондарная посуда получила широкое распространение в быту.
Инструмент бондаря:
«Деревянная посуда была долбленая и точеная, бондарная (склепанная из дощечек и скрепленная обручами) и плетеная из коры или тонких лучин.
Остальные экспонаты имеют больше отношения к быту 19-20 века, чем к виноделию. Но об одном нельзя не упомянуть. Это – русская печка, в которой выпекают хлеб для туристов.
Дегустация вин – на любителя.
|