ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ  |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


Музей «Вина»

 Зал музея вина с дегустационным залом находится на первом этаже. Краткий рассказ экскурсовода о приготовлении вина, истории виноделия с античности до наших дней с демонстрацией экспонатов. Последнее представляет интерес.
 Процесс приготовления вина начинается со сбора и переработки винограда. Виноград собирается в плетеные корзины, ягоды давятся (фото слева), полученный сок ставится на брожение. Показан классический вариант - баллон с гидрозатвором (фото справа).

  

 Более живописно все это выглядит на экспозиции рядом:

 Довольно реалистично показана классическая давка винограда ногами. Рядом винтовой пресс прошлого века, а так же тара для вина – деревянные бочки разной вместимости.

  

Античность

 Первыми виноделами на территории Северного Причерноморья были греческие переселенцы освоившие к середине VI в. до н. э. все северное побережье Черного моря. Местный (дикий) виноград был мелкий и кислый, сделать из него хорошее вино было невозможно. Греки решали эту проблему через экспорт вина из метрополии. Но даже хорошо налаженная морская торговля не могла обеспечить растущий спрос на вино в новых колониях. Поэтому виноград одомашнивали, а так же завозили новые сорта из Греции. Если учесть что климат Северного Причерноморья гораздо суровее, чем в Греции то по всей вероятности грекам пришлось приложить немало усилий, прежде чем они смогли вывести сорта дающие хороший урожай.

 «Нельзя себе представить Древнюю Грецию без винограда и без виноделия. Это относится непосредственно к древней Элладе, занимавшей юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западною полосу Малой Азии, а так же и к греческим колониям на северном и южном побережье Средиземного моря, на берегах Черного и Азовского морей. Во всех этих местах археологами обнаружено много памятников материальной культуры, имеющих прямое отношение к виноградарству, виноделию и виноторговле периода активной греческой колонизации. Виноградники Древней Греции были размещены в местностях, разнящихся своими природными условиями, но все они отличались обилием тепла и света, наличием склонов разной крутизны и экспозиции, рыхлыми, хорошо прогреваемыми почвами, близостью к морю и исключительной чистотой, прозрачностью воздуха. Лучших условий для высококачественного виноделия нельзя было и придумать.
 Большое место в греческом виноделии занимала морская вода. В ней вымачивали виноградные грозди перед переработкой, добавляли в сусло или вино на разных стадиях виноделия, ею ополаскивали сосуды перед наливом сусла и вина.
 Обычай греков разбавлять вино водой возник не столько из-за желания уменьшить его опьяняющие свойства, сколько потому, что греческие вина были очень сладкими, ароматизированными и густыми, их было трудно пить. Греки и римляне прекрасно понимали значение тары в виноделии и к изготовлению гончарных сосудов, их хранению, подготовке к виноделию и выдержки вина относились очень заботливо».

 Из экспонатов античного периода в музее хорошо сохранившаяся гераклейская амфора IV-III вв до н. э. а так же и несколько склеенных фрагментов.

Мифы о вине

 «Культура винограда и виноделие от самых своих истоков, в течении веков, вплоть до наших дней, сопровождалась легендами и народными преданиями, часто очень занимательными и поэтическими. Особенно много легенд дошло до нас из Древнего Востока, античной Греции и Рима.

 Гроздья несметные Вакха дары, мы давили ногами,
 В вакховой пляске кружась, руки с ногами сплетая.
 Сок уже лился широким потоком…

 Агафий. Виноделы.

 Античность – (от лат. antiquites – древность, старина) – период древней истории, примерно с I тысячелетия до н.э. по V век н.э., охватывающий историю греко-римского рабовладельческого общества.
 В ветхом завете говорится о великом потопе, который истребил на земле все живое. Спасся только праведный Ной в построенном им ковчеге и все кто был с ним. Когда потоп прекратился, «остановился ковчег на горах Араратских и вышел Ной и сыновья его и жена его и жены сыновей его… И начал Ной возделывать землю и посадил виноградник. И выпил вина и опьянел».
 Но наиболее поэтические сказания о винограде и вине находим в мифологии Греции и Рима. В мифах греки пытались объяснить явления природы, происхождение растений и животных. Происхождение виноградной лозы и вина связывали древние греки и римляне с богом вина – Дионисом (в Риме Вакхом).

 Дионис – бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия – один из наиболее популярных богов древней Греции, особенно простого народа. Сын Зевса и его возлюбленной Семеллы, он воспитывался сначала нимфами, а затем Силеном. Древние представляли Силена в образе добродушного, веселого, очень толстого веселого старика, большого любителя музыки и пения. Он не расставался с винным мехом. Место, где нимфы воспитывали Диониса, называется в мифах Ниса, но местонахождение его точно не указывается. Так назывались некоторые местности в Греции, известные своими виноградниками и виноделием.
 Многие мифы посвящены странствиям Диониса. Он прошел по Элладе, Сирии, вплоть до Индии и вернулся через Переднюю Азию. «Любопытно, что путь Диониса из Индии соответствует распространенным сейчас взглядом на продвижение культуры винограда с мест ее зарождения в страны Балканского полуострова. Шествие Диониса было шумным и веселым празднеством. Спутниками Диониса были вакханки, сатиры – лесные божества полулюди-полукозлы с козьими или лошадиными хвостами, с амфорами или мехами, полными вина. Сопровождали Диониса и кентавры, полулюди полулошади, жившие обычно в горах. Им приписывали дикий нрав и пристрастие к виноградному вину.
 На своем пути Дионис учил людей виноделию, заставлял бить из-под земли фонтаны вина, молока и меда. Культ Диониса, празднества в его честь – «вакханалии», распространившиеся во всех местах античного мира, где было известно виноделии, - освобождали человека от обычных запретов. Дионис стал в этих местах главным божеством. Культ Диониса был и культом вина.
 В античных мифах рассказывается о происхождении звезд. На любой современной карте звездного неба можно найти звезду Виноградаря. С ней связано сказание о юноше Ампеле – любимце бога Диониса. Забрался однажды Ампел на дерево вяза и хотел сорвать грозди, свисающие с виноградных лиан, но упал и разбился насмерть. Дионис поместил его душу на небо.
 В этих мифах мы находим объяснение слова «ампелос» - виноград, хорошо знакомого виноградарю и виноделу. Оно образует много однокоренных слов, связанных с виноградом. Наука о сортах винограда названа ампелографией. Это название прочно вошло в наш научный лексикон.
 Дионис вырос среди ниссейских нимф. Стал он богом вина, прекрасным и могучим, дающим людям силы и радость, а земле – плодородие. Воспитавшие Диониса нимфы в награду за это были взяты Зевсом на небо и превратились в звезды созвездия Ориона».

 Классически в виноделии от античности до наших дней использовали и используют до сих пор при изготовлении тары три материала – глину, дерево и стекло. В музее представлены различные предметы изготовленные из них:

 Глина очень удобный и доступный материал для изготовления различной тары и посуды. Ее используют и до сих пор. Так же как и изобретенный много тысяч лет назад гончарный круг.

 «Гончарный круг – станок для формовки посуды и некоторых других, керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для совершенствования формы изделий и повышения производительности труда. Гончарный круг вращают на вертикальной оси одной рукой (другой формуют сосуд). Более совершенный ножной гончарный круг имеет внизу маховое колесо, вращаемое ногами (обе руки мастера свободны, круг вращается быстрее и можно формовать сосуды не только спиральным налепом жгута, как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины). Изобретение и распространение гончарного круга повсюду связано с выделением специалистов гончаров. В различных странах гончарный круг распространился в разное время (Двуречье, Египет, Индия -4-3 е тысячелетие до н.э., Иран, Средняя Азия, Греция, Китай 2-е тысячелетие до н.э., Италия, Испания, Франция, Закавказье, Северное Причерноморье – 1- е тысячелетие до н.э., Британия – ок. 1 в., Древняя Русь, Поволжье и Германия – 9-10 вв, Скандинавия – 12 в.; в Америке гончарный круг не был известен до появления европейцев). В современном гончарном производстве применяется гончарный круг главным образом с электрическим приводом».

 Рядом более современные глиняные экспонаты – крынки.

  

 «Крынка – глиняная посуда для молока, кваса и других жидких продуктов, широко использовалась в качестве деревенской утвари на кухне, поскольку глина была общедоступной, то производством глиняной посуды не занимались только ленивые».

 В соседнем шкафу небольшая коллекция разнообразных бутылок, бутылей и баллонов из стекла и для красоты два медных алембика.

  

  

  

  

 Меры жидких тел (винные меры)
1 бочка = 40 ведрам = 491,976 л (491,96 л).
1 корчага = 2 ведра (около 25 л).
1 ведро = 4 четвертям ведра = 10 штофам = 1/40 бочки = 12,29941 л (на 1902 год).
1 четверть (ведра) = 1 гранец = 2,5 штофа = 4 бутылкам для вина = 5 водочным бутылкам = 3,0784 л.
1 гранец = 1/4 ведра = 12 стаканам.
1 штоф (кружка) =3 фунтам чистой воды = 1/10 ведра = 2 водочным бутылкам = 10 чаркам = 20 шкаликам = 1,2299 л (1,2285 л).
1 винная бутылка =1/16 ведра = 1/4 гранца = 3 стаканам = 0,68; 0,77 л; 0,7687 л.
1 водочная (пивная) бутылка = 1/20 ведра = 5 чаркам = 0,615; 0,6 л.
1 бутылка = 3/40 ведра (Указ от 16 сентября 1744 года).
1 косушка =1/40 ведра = 1/4 кружки = 1/4 штофа = 1/2 полуштофа = 1/2 водочной бутылки = 5 шкаликам = 0,307475 л.
1 стакан = 0.273 л.
1 четушка = 1/50 ведра = 245,98 мл
1 чарка = 1/100 ведра = 2 шкаликам = 122,99 мл
1 шкалик = 1/200 ведра = 65,1 мл

 Этот стенд посвящен ремеслу бондаря.

 «Дерево использовали для изготовления посуды с незапамятных времен. Собственно, до деревянной посуды, поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры. Вообще никакой посуды не было. А люди как-то обходились без нее. А потом постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, правда, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда накладывали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этой порочной практики отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду.
 Где и когда появилась бондарная посуда доподлинно неизвестно. Достоверно известен тот факт, что ее предшественницей была долбленая посуда, произведенная из целого ствола дерева. Дуплистые стволы – уготованные самой природой полые объемы, - несомненно, использовались для изготовления деревянной посуды. Вполне вероятно, что идею эту человек получил, глядя на практичных животных, которые в дуплах устраивали тайники и жилища».

 «Высокого уровня бондарное ремесло достигло в Древней Руси. Раскопки древнего Новгорода показали, что современная бондарная утварь мало чем отличается от той, которую делали много веков назад. Типы ее, выработанные в прошлом, дошли до нас почти без изменения. Бондарную посуду можно разделить на два основных вида: двудонную и однодонную. К первому относятся всевозможные бочки и бочата с двумя днищами. Собраны эти емкости из тонких дощечек, или, как их еще называют клепок. Разнообразная по назначению, форме и размерам, бондарная посуда получила широкое распространение в быту.
 Для каждой цели свое дерево – под мед липа, под огурцы сосна, капусту ольха.
 Бревно должно было просохнуть, затем его распиливали на поперечные кряжи высотой с изделие. Кряжи раскалывали на дощечки. Высохшие дощечки тесали на топором или строгали скобелями или фуганком и полотили (подгоняли одну к другой). Дощечки назывались сбойниками. Из них складывалась кадка – сбойники собирались в кольца, сверху набивался обруч. Собранная кадка скоблилась изнутри скобелем. Внутри в нижней части делалось на стенках углубление уторником (зауторником, троезубом) для вставки дна (зауторить кадку). Вставляли дно, нагоняли обручи (еловые или железные). Еще раз скоблили, ровняя края. Делали кадки, ушаты, ведра, лохани, шайки, сбойки (сбивать масло), формы под сыр, лари под муку, дупеленки (кадки для муки), квашонки (для выпечки хлеба).

 Инструмент бондаря:

  

 «Деревянная посуда была долбленая и точеная, бондарная (склепанная из дощечек и скрепленная обручами) и плетеная из коры или тонких лучин.
 Долбили небольшие ковшики и корытца для рубки сечкой, а так же большие корыта, тарелки, миски, солонки, чарки. Но чаще кадки делали из отдельных дощечек, скрепленных ореховыми, еловыми, дубовыми или ивовыми, реже – железными обручами.
 Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара».

 Остальные экспонаты имеют больше отношения к быту 19-20 века, чем к виноделию. Но об одном нельзя не упомянуть. Это – русская печка, в которой выпекают хлеб для туристов.

 Дегустация вин – на любителя.

 Ассортимент из вин Геленджикского винзавода.

Действующая мельницаМузей Хлеба и Вина