ОСНОВНАЯ | ВВЕДЕННИЕ | ТЕОРИЯ | АСТРОЛОГИЯ | МАТЕРИАЛЫ | ЛАБОРАТОРИЯ | ПРАКТИКА | СТАТЬИ Домашнее виноделие Часть III Последняя четверть XX века – время наиболее существенных изменений за последние двести лет в традиционном домашнем виноделии на Кубани. Если до этого виноделы пользовались преимущественно деревянной тарой – бочками, кадками, корытами и т.п. то начиная с этого времени, наметилась явная замена на тару из других материалов. В обиход прочно вошли емкости из нержавейки, пластика и конечно стекла.
Дерево как материал практически перестали использовать. Сейчас ситуация выравнивается, появилось много бондарей делающих небольшие бочки на заказ. Так что купить бочку уже не проблема. Дело скорее в привычке. Десяти или двадцати литровый стеклянный баллон для вина кажется, более надежным и что немаловажно требующим меньше ухода.
Экспонаты слева направо Археологический музей заповедник «Горгиппия» и Краснодарский историко-археологический музей Фелицина
Если вернутся к изображению процесса виноделия на амфоре VI в. до н.э. то на рисунке хорошо видно что виноградный сок стекает из тарапана прямо в пифос закопанный в землю. Пифос – большой (его высота могла достигать двух метров) глиняный сосуд яйцевидной формы для хранения жидких: вода, вино, оливковое масло, и сыпучих продуктов: зерна и т.п. Часто пифос для сохранности хранимых в нем продуктов закапывался в землю.
Пифос с широким горлом. Темрюкский историко-археологический музей
В пифосе закопанном в землю сусло охлаждалось и отстаивалось. Его объем сложно определить, но судя по горлу, он значительно больше второго «стоящего» на земле. Так же возможно, что сусло кроме этого еще и настаивалось на мезге для получения красного вина. Затем охлажденное и отстоявшееся некоторое время сусло переливали, зачерпывая кувшинами в другой пифос меньшего размера и не с таким широким горлом в котором вино дображивало.
Есть еще один интересный момент. Рядом с пифосом стоит сосуд похожий на килик. Возможно, это говорит о том, что из виноградного сока не только делали вино, но и просто пили сок сразу после отжима.
А так же в Таманском археологическом музее.
Пифосы меньших размеров есть практически в каждом музее. Среди них попадаются и весьма любопытные экземпляры. Ниже на фото декорированный орнаментом пифос с двумя ручками для переноски.
Пифос. Туапсинский историко-археологический музей
Как видно на фотографиях форма пифоса очень неустойчивая. Его практически нельзя поставить вертикально. В музеях обычно используют специальные подставки или ставят вверх дном. В античности их или закапывали в землю или устанавливали в специальные каменные подставки. Как вариант в полу подвалов домов делали специальные углубления.
Пифосарий в Херсонесе
Вино бродило и хранилось в небольших и средних пифосах. Для виноделия использовались специальные пифосы обработанные изнутри смолой или смесью масла с воском. Подобная обработка делала их изнутри герметичными. К таре для виноделия во все времена относились очень серьезно. Их тщательно мыли и очень внимательно следили за чистотой. Чтобы вино не испортилось. По разным причинам…
«Видеть нечто похожее, родственное или чему - либо близкое сулит меньшие несчастья, если видеть это одновременно с тем, чему оно родственно или близко. Например, одному человеку, у которого был пифос с вином, приснилось, что из пифоса выросла виноградная лоза. Похожий сон описан и у Феба Антиохийского. Некоему человеку, у которого был пифос с вином, приснилось, что из пифоса выросла олива. Феб сообщает, что все, выпившие вино, умерли, так как в вине оказалась мертвая гадюка. У того, кому приснилось, что из пифоса выросла виноградная лоза, также в пифосе оказалась мертвая гадюка и вино также было испорчено, но вина никто не пил и никто не умер, потому что решили сначала его процедить, а увидев, что случилось, его вылили. Поэтому, естественно, эти люди не умерли. Поскольку лоза родственна влаге, находящейся в пифосе, сон имел лучший исход».
Артемидор «Сонник»
Так же перед использованием окуривали серой. Окуривание серой в домашнем виноделии применяется до сих пор. Мой дед и прадед всегда окуривали серой бочки, перед тем как заливать в них вино. Кроме серы были и другие способы дезинфекции. Перед тем как сливали вино из бочки шланг всегда кипятили (они не пользовались бочками с краном). Так же кипятили пластиковые крышки, которыми закрывали стеклянные баллоны с вином. Корковые пробки бутылей заливали парафином или замазывали пластилином.
«Мой друг амфора, к жизни рожденная
Гораций «К амфоре»
На фото ниже интересный экспонат из Музея подводной археологии в Феодосии. Это амфора найдена на месте кораблекрушения V в. до н.э. у Кинбурнской косы.
Как рассказала экскурсовод, в этой амфоре обработанной внутри смолой перевозили вино. Причем очень дорогое вино пятидесятилетней выдержки. Это определили по осадку винного камня, оставшегося на ее дне.
Рядом еще несколько фрагментов амфор так же обработанных внутри смолой.
Такие остродонные амфоры очень неудобная в обиходе тара. Но благодаря такой форме амфоры были отлично приспособлены для морской перевозки. Прислоненный к наклонной стенке трюма первый ряд амфор служил опорой для следующих. Поставленные вместе амфоры представляли благодаря многочисленным точкам сцепления неподвижную конструкцию, на которую можно было устанавливать новые ряды амфор, вставляя острые донья в промежутки между сосудами нижнего ряда.
Реконструкция трюма античного корабля с грузом амфор IV-II в. до н.э.
Греческие колонии были разбросаны по всему средиземноморскому и черноморскому побережью. Практически все полисы были связанным между собой хорошо освоенными морскими путями. Морская торговля процветала, поскольку перевозка грузов морем была самой быстрой, дешевой и более безопасной, чем по суше.
Амфоры. Краснодарский историко-археологический музей Фелицина.
Амфоры древнегреческие красноглиняные:
Клейма на амфорах слева наперво сверху вниз - 6, 6, 2, 8.
На фотографиях амфор с клеймами 2 и 8 внутри можно увидеть темные полоски. Это смола, точнее то, что от нее осталось за две с половиной тысячи лет. Как видно в амфорах поднятых со дна моря слой смолы сохраняется гораздо лучше.
Археологический музей заповедник «Горгиппия»
|