ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ  |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


Домашнее виноделие

Часть III

 Последняя четверть XX века – время наиболее существенных изменений за последние двести лет в традиционном домашнем виноделии на Кубани. Если до этого виноделы пользовались преимущественно деревянной тарой – бочками, кадками, корытами и т.п. то начиная с этого времени, наметилась явная замена на тару из других материалов. В обиход прочно вошли емкости из нержавейки, пластика и конечно стекла.

  

 Дерево как материал практически перестали использовать. Сейчас ситуация выравнивается, появилось много бондарей делающих небольшие бочки на заказ. Так что купить бочку уже не проблема. Дело скорее в привычке. Десяти или двадцати литровый стеклянный баллон для вина кажется, более надежным и что немаловажно требующим меньше ухода.
 У древних греков самым популярным материалом для изготовления тары использовавшейся в виноделии была глина. Из нее делали пифосы, в которых бродило сусло, и выдерживались готовые вина. Остроконечные амфоры, для перевозки вина на кораблях. И изысканно красивую столовую посуду, для питья вина.
 Конечно, глина была не единственным материалом используемым виноделами, но остальные изделия из менее долговечных материалов не сохранились. Это плетеные из ветвей деревьев и камыша корзины, меха из кожи для хранения и перевозки вина и т.п.
 Для домашнего виноделия греки могли пользоваться разнообразной керамической посудой используемой в обиходе. Так археологи предполагают, что для слива сусла в пифосы виноделы использовали лутерий. Вполне возможно. Это широкая посуда конечно не очень большой вместимости, но со сливом. На фото внизу слева лутерий, а рядом с ним возле труб еще один интересный экспонат - керамическая воронка I в. н.э. Горгиппия.

  

Экспонаты слева направо Археологический музей заповедник «Горгиппия» и Краснодарский историко-археологический музей Фелицина

 Если вернутся к изображению процесса виноделия на амфоре VI в. до н.э. то на рисунке хорошо видно что виноградный сок стекает из тарапана прямо в пифос закопанный в землю. Пифос – большой (его высота могла достигать двух метров) глиняный сосуд яйцевидной формы для хранения жидких: вода, вино, оливковое масло, и сыпучих продуктов: зерна и т.п. Часто пифос для сохранности хранимых в нем продуктов закапывался в землю.
 На фото рядом для сравнения пифос похожего размера на тот, в который силен сливает сусло из кувшина. Если попробовать реконструировать винодельческий процесс, то можно предположить следующее.

  

Пифос с широким горлом. Темрюкский историко-археологический музей

 В пифосе закопанном в землю сусло охлаждалось и отстаивалось. Его объем сложно определить, но судя по горлу, он значительно больше второго «стоящего» на земле. Так же возможно, что сусло кроме этого еще и настаивалось на мезге для получения красного вина. Затем охлажденное и отстоявшееся некоторое время сусло переливали, зачерпывая кувшинами в другой пифос меньшего размера и не с таким широким горлом в котором вино дображивало.
 В принципе почти все, как и сейчас.

  

 Есть еще один интересный момент. Рядом с пифосом стоит сосуд похожий на килик. Возможно, это говорит о том, что из виноградного сока не только делали вино, но и просто пили сок сразу после отжима.
 Пифосы и амфоры самая распространенная керамическая тара в Древней Греции. Пифосы отличались в первую очередь своими размерами. Большие экземпляры можно увидеть во дворе Керченского историко-археологического музея.

  

 А так же в Таманском археологическом музее.

  

 Пифосы меньших размеров есть практически в каждом музее. Среди них попадаются и весьма любопытные экземпляры. Ниже на фото декорированный орнаментом пифос с двумя ручками для переноски.

  

Пифос. Туапсинский историко-археологический музей

 Как видно на фотографиях форма пифоса очень неустойчивая. Его практически нельзя поставить вертикально. В музеях обычно используют специальные подставки или ставят вверх дном. В античности их или закапывали в землю или устанавливали в специальные каменные подставки. Как вариант в полу подвалов домов делали специальные углубления.

Пифосарий в Херсонесе

 Вино бродило и хранилось в небольших и средних пифосах. Для виноделия использовались специальные пифосы обработанные изнутри смолой или смесью масла с воском. Подобная обработка делала их изнутри герметичными. К таре для виноделия во все времена относились очень серьезно. Их тщательно мыли и очень внимательно следили за чистотой. Чтобы вино не испортилось. По разным причинам…

 «Видеть нечто похожее, родственное или чему - либо близкое сулит меньшие несчастья, если видеть это одновременно с тем, чему оно родственно или близко. Например, одному человеку, у которого был пифос с вином, приснилось, что из пифоса выросла виноградная лоза. Похожий сон описан и у Феба Антиохийского. Некоему человеку, у которого был пифос с вином, приснилось, что из пифоса выросла олива. Феб сообщает, что все, выпившие вино, умерли, так как в вине оказалась мертвая гадюка. У того, кому приснилось, что из пифоса выросла виноградная лоза, также в пифосе оказалась мертвая гадюка и вино также было испорчено, но вина никто не пил и никто не умер, потому что решили сначала его процедить, а увидев, что случилось, его вылили. Поэтому, естественно, эти люди не умерли. Поскольку лоза родственна влаге, находящейся в пифосе, сон имел лучший исход».

Артемидор «Сонник»

 Так же перед использованием окуривали серой. Окуривание серой в домашнем виноделии применяется до сих пор. Мой дед и прадед всегда окуривали серой бочки, перед тем как заливать в них вино. Кроме серы были и другие способы дезинфекции. Перед тем как сливали вино из бочки шланг всегда кипятили (они не пользовались бочками с краном). Так же кипятили пластиковые крышки, которыми закрывали стеклянные баллоны с вином. Корковые пробки бутылей заливали парафином или замазывали пластилином.
 В пифосах закопанных в землю как в холодильнике постоянная температура. Это способствовало долгому медленному брожению. В них вино выстаивалось от полугода до нескольких лет, а затем переливалось в амфоры. Лучшее вино было естественно в середине пифоса, поскольку внизу скапливался осадок, а верхний слой из-за контакта с воздухом окислялся. Вино в амфорах могло выдерживаться и несколько десятков лет.

 «Мой друг амфора, к жизни рожденная
 Со мною вместе в консульство Манлия!
 Что ни дари мне - смех ли, ссоры,
 Дрему любви, ликованье страсти;
 При ком бы ни был собранмассийский вакх,
 Тобой хранимый, - ныне для праздника,
 Как повелел Корвин, откройся,
 Сок заскучавший налей нам в чаши.
 Мудрец, Сократа выбрав наставником,
 Небудет, право, пренебрегать тобой;
 И сам Катон свой дух высокий
 Цельным вином согревал охотно.
 Ты горькой мукой мучаешь доброго
 И горшей - злого; тайные замыслы,
 Живущие в коварном сердце,
 В шутках Лиэя раскрыть умеешь.
 Вдыхаешь силу ты в малодушного
 И жар надежды; ты неимущему
 Даешь отвагу не страшиться
 Гнева царей и меча убийцы.
 О, если Либер вместе с Венерою
 Придут – и сними Граций согласный хор,
 ?
 Пусть факелы горят, доколе
 Не побегут перед Фебом звезды!»

Гораций «К амфоре»

 На фото ниже интересный экспонат из Музея подводной археологии в Феодосии. Это амфора найдена на месте кораблекрушения V в. до н.э. у Кинбурнской косы.

  

 Как рассказала экскурсовод, в этой амфоре обработанной внутри смолой перевозили вино. Причем очень дорогое вино пятидесятилетней выдержки. Это определили по осадку винного камня, оставшегося на ее дне.

  

 Рядом еще несколько фрагментов амфор так же обработанных внутри смолой.

  

 Такие остродонные амфоры очень неудобная в обиходе тара. Но благодаря такой форме амфоры были отлично приспособлены для морской перевозки. Прислоненный к наклонной стенке трюма первый ряд амфор служил опорой для следующих. Поставленные вместе амфоры представляли благодаря многочисленным точкам сцепления неподвижную конструкцию, на которую можно было устанавливать новые ряды амфор, вставляя острые донья в промежутки между сосудами нижнего ряда.

Реконструкция трюма античного корабля с грузом амфор IV-II в. до н.э.

 Греческие колонии были разбросаны по всему средиземноморскому и черноморскому побережью. Практически все полисы были связанным между собой хорошо освоенными морскими путями. Морская торговля процветала, поскольку перевозка грузов морем была самой быстрой, дешевой и более безопасной, чем по суше.
 В амфорах перевозили вино, оливковое масло, засоленную рыбу, зерно, шерсть, краски и т.п. Каждый крупный торговый центр выпускал свои амфоры. Т.е. они отличались объемом и формой. Товар перевозимый в амфорах продавался вместе с ними так же как сейчас бутылка продается вместе с вином. Ее не возвращали продавцу. Покупатель мог делать с ней все что угодно. Возможно именно этим объясняется популярность амфор используемых в быту.

  

Амфоры. Краснодарский историко-археологический музей Фелицина.

 Амфоры древнегреческие красноглиняные:
 1. С клеймом на ручке. Город Синопа. Первая треть III в. до н.э.
 2. С клеймом на ручке и граффити на горле. Город Менда. 2-ая четверть IV в. до н.э.
 3. Остров Икос. 50-ые, 40-ые гг. IV в. до н.э.
 4. Город Коринф. Конец IV - начало III в. до н.э.
 5. С клеймом в виде монограммы на ручке. Город Книд. Последняя треть IV - начало III в. до н.э.
 6. С клеймом на ручках: на первом – астином Астимед II, на второй - фабрикант Лиин. Остров Родос. 144 г. до н.э.
 7. С изображением меандра, нанесенным черным лаком. Город Эритры. 2-ая четверть IV в. до н.э.
 8. С клеймом на ручке магистрата. Остров Фасос 80-е гг. IV в. до н.э.
 9. С клеймом на горле магистрата Дионисия I. Город Гераклея Понтийская. Середина 80-х гг. IV в. до н.э.
 10. С клеймом на ручке. Остров Кос. Середина 3-я четверть IV в. до н.э.

  

  

Клейма на амфорах слева наперво сверху вниз - 6, 6, 2, 8.

 На фотографиях амфор с клеймами 2 и 8 внутри можно увидеть темные полоски. Это смола, точнее то, что от нее осталось за две с половиной тысячи лет. Как видно в амфорах поднятых со дна моря слой смолы сохраняется гораздо лучше.
 Чем закупоривали амфоры. Археологи предполагают, что это зависело от груза. Амфору с сухим сыпучим грузом (зерно) могли не закрывать пробкой, а просто куском полотна, которое обвязывали на горле сосуда куском веревки. Для других грузов делали специальные деревянные пробки, подгоняемые по горлышку, которые потом заливали известью или смолой. Так же делали керамические пробки.

  

Археологический музей заповедник «Горгиппия»

Часть IIСтатьиПромышленное виноделие