ОСНОВНАЯ | ВВЕДЕННИЕ | ТЕОРИЯ | АСТРОЛОГИЯ | МАТЕРИАЛЫ | ЛАБОРАТОРИЯ | ПРАКТИКА | СТАТЬИ Промышленное виноделие Часть I Колонизация греками побережья Северного Причерноморья с VIII в до н.э. привела к расширению торговых связей с «варварскими» народами, по соседству с которыми они поселились. Вокруг греческих городов образовывались новые поселения жители, которых выращивали пшеницу и другие сельскохозяйственные продукты для торговли с греками.
Лекиф с изображения Гермеса V в. до н.э. Центральный музей Тавриды
Кем был для скифа Гермес? Да по большому счету никем и не о чем. Эллинская и варварские культуры еще не понимали друг друга. И это непонимание было обоюдным. Скифы кроме того еще и активно боролись с чужеродным влиянием. Причем самым жестоким образом.
«76. Скифы, как и другие народы, также упорно избегают чужеземных обычаев, притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Это ясно показала судьба Анахарсиса и потом Скила.
Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в ее честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны. Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донес царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне еще скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи. Анахарсис,
как я узнал от Тимна, опекуна Ариапифа, был дядей по отцу скифского царя Иданфирса, сыном Гнура, внуком Лика и правнуком Спаргапифа. Если Анахарсис действительно происходил из этого царского дома, то да будет известно, что умертвил его родной брат. Ведь Иданфирс был сыном Савлия, а Савлий и был убийцей Анахарсиса».
Геродот «История» IV, 76
Та же ситуация сложилась и с вином. Если греки не понимали, зачем скифы ходят в баню и бросают на раскаленные камни листья конопли, то скифы не понимали, зачем греки пьют вино. У каждого народа был свой способ общения с богами. Но тесное соседство, повседневное общение и приобщение местной знати к греческой культуре постепенно сделали свое дело. В результате сформировался определенный самобытный вариант социального, политического и культурного единства. В его основе был эллинизм, но уже включавший в себя особенности культурных традиций и мировоззрения обитавших рядом племен – скифов, синдов, меотов и др. Так собственно греки научили и приучили местные племена употреблять вино. Произошло это примерно в IV-III в. до н.э. Тогда собственно и началась эра промышленного виноделия в Крыму и на Кубани.
Винодельня №1
Давильная площадка устроена с небольшим наклоном в сторону резервуаров. Через площадку проходят специальные пазы в которые, скорее всего, вставлялись доски разделявшие ее на несколько частей. Короткая доска перекрывала слив, длинная делила площадку пополам. С помощью досок вся площадка была разделена на три части. Слева и справа виноград давили ногами. После этого собирали мезгу в корзины, убирали доску закрывавшую слив и сливали виноградный сок в крайние цистерны. Из мезги выдавливали остатки виноградного сока прессом на «средней» площадке. Его сливали отдельно в центральную цистерну. Это позволяло выжать практически весь сок, но вино полученное из него было мутным и горьковатым из-за раздавленных косточек - соответственно более низкого качества.
Цистерны и площадки оштукатурены для герметичности специальным известковым раствором. Розоватый цвет раствору придает намешенная в него примесь шамота (растолченные в крошку керамические черепки).
Возле цистерн лежит каменная плита. Археологи предполагают, что на нее ставили пифосы, здесь же их мыли, а затем наполняли виноградным суслом. Где было бродильное отделение сказать сложно, но дальнейшая технология была практически такая, же, как и при приготовлении домашнего вина.
Винодельня №2
Рядом находится еще одна винодельня. Похоже на то, что это был целый комплекс, но может они принадлежали и разным хозяевам. Устройство практически идентичное, только вместо трех цистерн две.
Всего на территории современной Анапы археологи нашли более десятка промышленных виноделен. Этим двум посчастливилось оказаться на территории музея. Поэтому они и сохранились.
|