ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ  |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


Промышленное виноделие

Часть I

 Колонизация греками побережья Северного Причерноморья с VIII в до н.э. привела к расширению торговых связей с «варварскими» народами, по соседству с которыми они поселились. Вокруг греческих городов образовывались новые поселения жители, которых выращивали пшеницу и другие сельскохозяйственные продукты для торговли с греками.
 Но одно дело торговать с «варварами» зерном, а другое продавать им, к примеру, расписную чернолаковую посуду. Сюжеты изображенные на ней близкие греку для скифа ничего не значили.

  

Лекиф с изображения Гермеса V в. до н.э. Центральный музей Тавриды

 Кем был для скифа Гермес? Да по большому счету никем и не о чем. Эллинская и варварские культуры еще не понимали друг друга. И это непонимание было обоюдным. Скифы кроме того еще и активно боролись с чужеродным влиянием. Причем самым жестоким образом.

 «76. Скифы, как и другие народы, также упорно избегают чужеземных обычаев, притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Это ясно показала судьба Анахарсиса и потом Скила. Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в ее честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны. Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донес царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне еще скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи. Анахарсис, как я узнал от Тимна, опекуна Ариапифа, был дядей по отцу скифского царя Иданфирса, сыном Гнура, внуком Лика и правнуком Спаргапифа. Если Анахарсис действительно происходил из этого царского дома, то да будет известно, что умертвил его родной брат. Ведь Иданфирс был сыном Савлия, а Савлий и был убийцей Анахарсиса».

Геродот «История» IV, 76

 Та же ситуация сложилась и с вином. Если греки не понимали, зачем скифы ходят в баню и бросают на раскаленные камни листья конопли, то скифы не понимали, зачем греки пьют вино. У каждого народа был свой способ общения с богами. Но тесное соседство, повседневное общение и приобщение местной знати к греческой культуре постепенно сделали свое дело. В результате сформировался определенный самобытный вариант социального, политического и культурного единства. В его основе был эллинизм, но уже включавший в себя особенности культурных традиций и мировоззрения обитавших рядом племен – скифов, синдов, меотов и др. Так собственно греки научили и приучили местные племена употреблять вино. Произошло это примерно в IV-III в. до н.э. Тогда собственно и началась эра промышленного виноделия в Крыму и на Кубани.
 Потребность в больших объемах вина на продажу привела к расширению посадок винограда и строительству больших виноделен для его переработки. А так же увеличения гончарного производства тары для вина.
 Что собой представляла античная винодельня. Это был целый хозяйственный комплекс. Он состоял из нескольких помещений. Давильня там происходила первичная обработка винограда. Т.е. отдельное помещение, где на специальных площадках выдавливали и сливали в цистерны (суслоприемники) виноградный сок, а так же отжимали прессом мезгу. Бродильня, в ней в пифосах происходила вторичная переработка – брожение и созревание молодого вина. Винница – помещение для хранения вина. А так же склад для хранения пустой тары.
 По мере развития совершенствовалось прессовое оборудование, увеличивалось количество и объем резервуаров и давильных площадок. Если сначала были винодельни только с одной площадкой и одним резервуаром, то позже их количество увеличилось до трех.
 Археологи раскопали десятки античных виноделен, но доступных для осмотра не так много. Две античные винодельни можно посмотреть в Анапе на территории Археологического музея заповедника «Горгиппия» Краснодарский край, г. Анапа, ул. Набережная, 4.

Винодельня №1

 Давильная площадка устроена с небольшим наклоном в сторону резервуаров. Через площадку проходят специальные пазы в которые, скорее всего, вставлялись доски разделявшие ее на несколько частей. Короткая доска перекрывала слив, длинная делила площадку пополам. С помощью досок вся площадка была разделена на три части. Слева и справа виноград давили ногами. После этого собирали мезгу в корзины, убирали доску закрывавшую слив и сливали виноградный сок в крайние цистерны. Из мезги выдавливали остатки виноградного сока прессом на «средней» площадке. Его сливали отдельно в центральную цистерну. Это позволяло выжать практически весь сок, но вино полученное из него было мутным и горьковатым из-за раздавленных косточек - соответственно более низкого качества.
 От пресса осталось только массивное каменное основание на средней площадке. Как он выглядел можно только догадываться. Скорее всего это был рычажный пресс наподобие того что на рисунке.

 Цистерны и площадки оштукатурены для герметичности специальным известковым раствором. Розоватый цвет раствору придает намешенная в него примесь шамота (растолченные в крошку керамические черепки).

 Возле цистерн лежит каменная плита. Археологи предполагают, что на нее ставили пифосы, здесь же их мыли, а затем наполняли виноградным суслом. Где было бродильное отделение сказать сложно, но дальнейшая технология была практически такая, же, как и при приготовлении домашнего вина.

Винодельня №2

 Рядом находится еще одна винодельня. Похоже на то, что это был целый комплекс, но может они принадлежали и разным хозяевам. Устройство практически идентичное, только вместо трех цистерн две.

 Всего на территории современной Анапы археологи нашли более десятка промышленных виноделен. Этим двум посчастливилось оказаться на территории музея. Поэтому они и сохранились.

Часть IIIСтатьиЧасть II