ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ  |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


Древние парфюмерные сосуды - прототипы алхимических колб

 "Колба (Kolben) – стеклянный сосуд с более или менее длинным горлом, с круглым или плоским дном; применяется в химических лабораториях".

Словарь иностранных слов

 «Эту растертую материю положи в круглый сосуд, называемый колбой, с очень длинным горлышком. Налей туда дистиллированной дождевой воды, наполнив сосуд до половины; это хорошо запечатанное поставь, в навоз для гниения, пока вещество не придет в брожение и пена не поднимется наверх. Так как это есть знак того, что корпус раскрылся, то наступило время вещество вынимать оттуда. Теперь из этой настоянной материи в стеклянной колбе»…

Василий Валентин Триумфальная колесница антимония

 Трудно представить химическую или алхимическую лабораторию без солидного набора разнообразных по форме, размерам и назначению колб. Сейчас стеклянная колба - своего рода визитная карточка любой химической лаборатории. Колбообразные сосуды из глины и стекла очень удобная посуда и ей пользуются не одну тысячу лет, причем не только алхимики и химики. Немного истории. На фото ниже колбообразные керамические сосуды. Предположительно, что эта ритуальная посуда использовалась для хранения ароматических масел.

    

Культовые сосудики. Туапсинский историко-археологический музей

 Стекло как материал для изготовления небольших толстостенных косметических флаконов различной формы (в том числе и колбообразной) использовалось еще во II тысячелетии до н.э. На фото ниже парфюмерный флакон из финикийского стекла (№8) III-II в. до н.э.

Флакон. Темрюкский историко-археологический музей

 У стеклянной тары перед керамической есть одно важное преимущество. Керамика – пористый материал и если использовать например амфору для хранения оливкового масла, то отмыть ее для того чтобы затем налить туда вино и не испортить его невозможно. По этой же причине все парфюмерные сосуды из керамики в отличие от стеклянных фактически одноразовые.
 Когда стали широко использовать стеклянные колбы в алхимии сказать трудно. Это сейчас колба обычный расходный материал, не представляющий особой ценности (разбил да забыл). Больше двух тысяч лет назад изделие из стекла могло стоить очень дорого. Ниже на фото две небольшие колбочки. Им по утверждению археолога проводившего для нас экскурсию две тысячи двести лет.

    

Архипо-Осиповка. Экспонаты музея в лагере археологов «Римская башня»

 На вид ничего необычного, но это прозрачное стекло, секрет которого раньше знали только в Египте и Сирии. И до тех пор, пока они сохраняли монополию на его производство, даже такой маленький флакончик стоил неимоверно дорого, поскольку был очень редким товаром. Цены стали низкими только после того как мастера в других странах научились обесцвечивать стекло и в Византии (I-III в. н.э.) наладили массовый выпуск изделий из прозрачного стекла (фото внизу) используя технику свободного дутья и выдувания в форму.

Бальзамарии. Темрюкский историко-археологический музей

 Если сравнить античные стеклянные бальзамарии (округлые сосуды из керамики или стекла для хранения ароматических масел и мазей) с современными химическими колбами, то нельзя не заметить, насколько они похожи. Это не случайное сходство. Возможно, это связано с тем, что египетские и греческие алхимики во II-III в. н.э. стали использовать подешевевшие стеклянные парфюмерные флаконы для своих нужд как химически стойкую тару. Поскольку это, оказалось, очень удобно применяют похожие по форме колбы уже на протяжении двух тысяч лет. Примерно в то же время (II-III в. н.э.) алхимики начали активно использовать разнообразные стеклянные сосуды вместе с изготовленными из глины и металла при дистилляции.

 «Сделай три трубки из утонченной меди так, чтобы мера утончения была чуть более толщины сковороды для лепешек, а длинна - полтора локтя. Итак, сделай три таких трубки и сделай (еще одну), толщиной примерно в палесту, с отверстием соразмерно медному отражателю. Три трубки же будут иметь отверстия соответственно горлышку легкого кувшина и противоположной трубки, чтобы два указательных пальца двух рук были приспособлены с боков. У основания отражателя, удивительным образом вверху вмещающего дух, - три пещеры, к которым прилажены и приклеены три трубки. Отражатель помещен выше глиняной реторты, которая вмещает божественное. Окружив соединения хлебным тестом, введи в конечности трубок большие стеклянные кувшины – плотно, чтобы они не разбились из-за жара воды, которая проходит посередине».

Свод александрийских алхимиков. Забота о божественной воде

 Описанное выше устройство алембика с тремя отводными трубками (трибик) дает определенное представление о роли стеклянных сосудов в алхимической практике александрийских алхимиков. Изготавливать качественное термостойкое стекло тогда еще не умели и поэтому использовали стеклянные сосуды в качестве приемников. Аппараты для дистилляции, полностью изготовленые из стекла и другую стеклянную алхимическую посуду использовали арабские, а затем и европейские алхимики, также высоко оценившие ее свойства.

 «Шестое предписание настоятельно требует, чтобы сосуды, предназначенные для операций с водами или маслами, с участием огня или без такового, были либо из стекла, либо с внутренней стороны покрыты глазурью. Иначе приключатся многие беды. Так, если кислые воды поместить в медную посудину, стенки ее позеленеют, если в сделанную из железа или свинца — стенки этих сосудов почернеют, на них нападет порча (inficiuntur). Если же кислые воды налить в глиняный горшок, они проникнут сквозь пористые стенки глиняного горшка, и вся затея невозвратно пропадет».

Малый алхимический свод

 Многие алхимики владели навыками стеклодувов и гончаров, что давало возможность изготавливать различную лабораторную посуду самостоятельно. Ниже фрагмент гравюры из «Mutus Liber» на котором изображены алхимики, запаивающие стеклянную колбу.

 В истории алхимии и парфюмерии много точек соприкосновения эта лишь одна из них.

Античная винодельня в ГоргиппииСТАТЬИПервые парфюмерные сосуды